Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09:00, 04 апреля 2018

Иерей Олег Билевич: «Воспитание детей возможно только собственным примером»

Фото: Галина Тулинова

Молодая семья священника рассказала о своём опыте воспитания детей.

Настоятелем Боброводворского Покровского храма (в этом году исполнится 15 лет со дня его открытия) четыре года является иерей Олег Билевич. В семье Билевич трое детей. Старшая Елизавета только пойдёт в первый класс, но в её арсенале уже множество побед в различных конкурсах. Лиза заняла первое место в конкурсе юных авторов «Мой папа — самый лучший», прошедшем в рамках фестиваля «Семейный очаг», талантливо рассказав стихотворение о своём папе. Младшие детки Макарий и Ефросинья, в свои четыре и год с небольшим, тоже тянутся за сестрёнкой. Мы попросили отца Олега и матушку Марию поделиться своими секретами воспитания детей.

— Отец Олег, расскажите о вашей деятельности в приходе и работе с детьми.

— Первая служба в Покровском храме была совершена мною на Сретение в 2014 году. Сразу же было принято решение об организации воскресной школы. Я прошёл по классам Боброводворской СОШ с предложением поучаствовать в пасхальном представлении. И на удивление откликнулись многие. Стараниями матушки был поставлен первый пасхальный спектакль на сцене Боброводворского культурно-оздоровительного комплекса. С самого начала нам помогали активные прихожане, среди них Галина Гадюкина, которая ведёт дошкольную группу воскресной школы. Немного позже появились беседы со взрослыми прихожанами и совместные трапезы. Теперь одна из целей — создание детского хора при храме. Хотелось бы, чтобы детей учил профессионал, и наши воспитанники могли проявлять себя в различных конкурсах и выступлениях.

Очень важное событие проходит уже три года в день престольного праздника — Боброводворский Покровский крестный ход в село Кладовое к месту разрушенного храма. Старинные ростовые иконы Спасителя, Покрова Божией Матери и патриарха Иерусалимского Иоанна, находившиеся, скорее всего, в его иконостасе, были переданы жителями, хранившими их, нашей церкви. Появление последней из икон, по рассказу первого настоятеля боброводворского храма Алексея Панкратова, произошло чудесным образом. Хранители иконы святителя Иоанна за многие годы стали её почитать за семейную реликвию и не пожелали расставаться с ней, пока во сне не увидели самого святого, объявившего, что если икона не будет возращена в храм, то семью ждут серьёзные испытания. Столетие назад на окормляемой мною территории существовало множество храмов, ни один из которых не сохранился, поэтому народ очень нуждался в духовной поддержке и получил её 15 лет назад.

— Что помогает вам в воспитании детей?

— Задумываться о принципах воспитания стал задолго до создания семьи. Само слово «педагогика» переводится как «детоводительство», то есть это то, как ты ведёшь своего ребенка. Слово «воспитание» имеет корень «питать». Дети — губки, от своих родителей они впитывают всё хорошее и плохое. В семинарии и духовной академии были педагогические дисциплины, потому что каждый пастырь в своём служении должен учитывать такие аспекты в общении с людьми. Матушка училась в педагогическом вузе, была учителем русского языка и литературы в питерской школе и, как классный руководитель, довела учеников до выпускного. В её семье крепки традиции образования, уже сложилась целая учительская династия. Отец матушки Марии — Александр Николаевич Майков, известен на Белгородчине по авторству учебника «Введение в историю» для пятых классов.

Наши дети воспитываются дома, только недавно старшая дочь пошла в детский сад, чтобы подготовиться к школе. Но они не испытывают недостатка в общении. Младшие естественным образом усваивают всё от старших. У нас совместный досуг. Дети любят лепить, увлекаются музыкой, вместе посещаем концерты, катаемся на коньках, готовим выпечку.

— Матушка Мария, наверно, тот родительский опыт, которым вы обладаете, был накоплен ещё вашими родителями?

— Мы переняли от родителей традиции многодетности, и в моей, и в батюшкиной семье по трое детей. Педагогический и научный труд моих родителей, конечно, занимал всё их время. Но мы с сёстрами никогда не чувствовали себя оставленными, всегда были с родителями. Они брали нас с собой и в отпуск, и в командировки, и в походы с учениками. Мы никогда им не мешали. Поколение моих родителей — это совсем другие учителя, совмещающие образовательный и воспитательный процессы. Сегодняшний педагог очень загружен, он должен вести и обычные и электронные журналы и дневники. Всё это занимает много времени, как и подготовка к уроку. Родителям хочется, чтобы за них воспитывали детей учителя.

—Отец Олег, откладывает ли отпечаток на воспитание детей общество потребления?

— Сегодня нет кардинальных отличий сельского и городского образа жизни. Большинство людей не производит, а потребляет. Происходит разделение труда. Каждый становится специалистом в своей узкой области. Перед всеми родителями встают одни и те же вопросы по воспитанию детей. Период взросления современного поколения 27–30 лет. Из‑за того, что дети не умеют трудиться. Надо постепенно, практически с рождения, приучать ребёнка элементарно убирать за собой.

— Что делать, если ребёнок говорит «не хочу»?

— Такое поведение не происходит внезапно. Значит, уже так довели ситуацию. Если родители в постоянном контакте со своим ребёнком, то он уже не будет так категорически высказываться. Ребёнок не должен накапливать своё раздражение в себе, он должен понимать, что может поделиться с родителями, что между вами есть доверительная связь. Родители сами допускают такую ситуацию, часто жалеют своих детей, потакают их слабостям, дают подольше поспать в выходные, а не приводят на службы.

— Отец Олег, каковы роли матери и отца?

— Есть немецкая поговорка, что удел женщины – три «К»: Kinder, Kuche, Kirche (ребёнок, кухня, церковь). То есть церковь — образ благочестия, ребёнок — образ материнства, кухня — домашний очаг. Именно женщина создаёт атмосферу семьи. Главенство же мужчины — не привилегия, а ответственность. Само слово «замужем» предполагает, что муж является оборонительной крепостью, за которой его семья. Авторитет отца в том, чтобы нести ответственность за принятые решения. Сегодня нет необходимости оберегать семью в прямом смысле, но деление в том, что все атмосферные дела за женой, а хозяйские — мужу.

— Насколько, на ваш взгляд, важна исповедь детей?

— Традиционно к шести-семи годам ребёнка надо научить исповедоваться. К этому времени ребёнок входит в период отрочества. На исповеди я обычно задаю вопрос: есть ли у тебя такой поступок, за который тебе стыдно перед Боженькой и ты хотел бы попросить у Него прощения? Каждый ребёнок находит такие моменты в своей жизни. При этом тон, с которым я общаюсь, должен быть доверительным. Когда происходит контакт, доверие — ребёнок это очень чувствует. Люди либеральных взглядов говорят, что грех — это индивидуальность человека. Мы же понимаем под «грехом» ошибку, промах, выстрел мимо цели.

— Как вы считаете, отец Олег, можно ли останавливать ребёнка, говоря: «не делай так, Боженька накажет»?

— Я никогда так не говорил. Предупреждая ребёнка, я говорю: ты хочешь, чтобы с тобой так поступили? И объясняю, что грех нельзя совершать, потому что плохо будет тебе. Плохие поступки мы стараемся ещё раз обговорить, обсудить почему так нельзя поступать. Нам помогает чтение духовно-нравственных рассказов для детей, где приводятся очень наглядные примеры.

— Каким должно быть наказание в вашем понимании?

— Наказ — это учение. Современный мир не принимает физического наказания. Поэтому наказание — это больше назидание на словах, можно изменить тон речи и ребёнок сразу это почувствует, можно его лишить чего‑либо, например, любимого занятия.

— Отец Олег, что составляет пост для детей?

— Для растущего организма необходимо хорошее питание, поэтому пост для детей, в первую очередь, должен быть духовным — ограничения в развлечениях и сладостях, например. Смысл поста — в жертве Богу. Всё в мире можно измерить, любовь — измеряется жертвой. Неверующий человек хочет, чтобы мир изменился вокруг него, а верующий — меняет себя для того, чтобы изменился мир.

— Могут ли, отец Олег, родители «сломать» ребёнка завышенными требованиями?

— Мы не заставляем свою дочь учиться, участвовать в конкурсах. Стараемся с детьми всё делать без нажима. В первую очередь родители должны ребёнку объяснить, что он не всегда будет на первых ролях и надо уметь проигрывать. Хорошо это умение развивает спорт. Мы ежегодно проводим на приходе проводим открытый рождественский турнир по настольному хоккею для маленьких и взрослых прихожан сельских храмов Губкинского округа. Думаю какие‑то волевые качества такая игра хорошо развивает. Ребёнка надо воспитывать целеустремлённым. Но объяснять, что нельзя добиться цели любой ценой. Нужно быть увлечённым процессом, тогда и результат появиться.

— Как вырастить счастливого ребёнка?

— Счастье — это не просто обладание чем‑либо, а состояние души. Никакая внешняя успешность не говорит о том, что человек счастлив внутри. Счастье от слова «соучастие». Эгоист не может быть счастливым. От эгоизма появляется один из смертных грехов — гордыня, то есть собственное превозношение себя над другими. Надо учить детей делиться с другими, чтобы они понимали, что есть и другие люди.

Часто родители «заводят» ребёнка и пытаются из‑за своих комплексов в него вместить невместимое, вместо того чтобы разобраться, а нужно ли это ребёнку, приведёт ли это к его счастью. Всё воспитание в семье должно строиться на игре, через неё в младшем возрасте усваиваются все навыки. Но можно ребёнка завалить игрушками и не заниматься его воспитанием вообще. Поэтому, чтобы ребёнок играл, фантазировал, игрушки не должны быть реалистичными.

Воспитание детей возможно только собственным примером. Поэтому начинать надо с себя. Довольны ли мы своей жизнью? Насколько поддерживаем авторитет учителей, а не обсуждаем их недостатки при детях? Если ребёнок не видит перед собой авторитета, он вряд ли чему‑то научится. Родительская власть дана Богом. Чтобы дети слушались, не должно быть панибратства, поэтому родители не могут быть друзьями своим детям в полной мере.

Матушка Мария поддержала супруга:

— Детей надо любить, какие бы они не были. Мы пожинаем то, что воспитали. Если что‑то не так с детьми, то надо искать, что исправить, в первую очередь, в себе».

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Войти
Изображение
Видеозапись
Комментировать