Электрослесарь дренажной шахты Лебединского ГОКа Владимир Иванов в профессиональные приметы никогда не верил и предсменных «ритуалов» не соблюдал. Но при этом не сомневается, что шахта сама выбирает коллектив.
«Бывало, придёт парень работать. Вроде старается, а всё не ладится, будто не принимает его наша «подземка». А другого, наоборот, оберегает, помогает. Такие обычно и остаются», — рассказывает о своих наблюдениях Владимир.
Сам он почти 44 года назад попал в число тех, кого шахта приняла сразу. В профессию пошёл по дядиным стопам. Устраивало всё: стабильная зарплата, хороший график, возможность быстрее получить квартиру. И то, что под землёй круглый год — плюсовая температура. Но ещё больше манила специфика дела, о которой столько слышал от старших. Первый спуск на почти двухсотметровую глубину — навсегда в памяти:
«Почувствовал, будто земля на плечи присела. И даже голову машинально опустил, — смеётся Иванов. — Но не прошло и 15 дней техминимума, которые новичкам выделяли, чтобы привыкнуть, а я уже был здесь как на своём месте».
Владимир начинал электрослесарем по обслуживанию горных выработок, позже стал следить за оборудованием центральной подземной насосной станции и подстанции. Считает, что в «подземном мире», как и на океанской глубине, важна сплочённость.
«Наша насосная — сердце шахты. От её стабильности зависит и энергоснабжение выработок, и осушение рудного тела. В целом судьба всего карьера. И станция эта, как подводная лодка в океане, окружена водой, которая сначала собирается в четырёх больших каменных «мешках» — водосборниках, а затем её откачивают насосы, — говорит Иванов. — И, если где-то происходит пробой трубы или поломка задвижки, и «стихия» прорывается, мы действуем как подводники: не от неё бежим, а к ней, чтобы предотвратить затопление».
На глубине прежде всего ценят взаимовыручку. Отношение друг к другу как в семье: если у товарища трудности, никто не пройдёт мимо.
«И сапогами делились, и спецовками с коллегами, если порвались в самый неудобный момент. Особенно с проходчиками. Не пойдёт же он в забой так, правильно? — рассуждает Иванов. — Следили друг за другом, чтобы кто-нибудь из увлёкшихся работой не споткнулся или не попал под транспорт. Если видели, что электровоз сошёл с рельсов, помогали поставить на пути. А ещё девчата из УТК приходят периодически брать пробы воды на анализ. Обязательно подойдёшь, поможешь им задвижку открутить. В шахте главное — человечность!».
Уже два года Владимир Иванов работает на поверхности — в насосной второго подъёма. Обеспечивает работу оборудования, откачивающего воду на лебединское хвостохранилище. Наблюдает за различными параметрами — температурой подшипников, давлением в насосах, уровнем воды в накопительном баке. Прислушивается к звуку работы оборудования: всё должно быть стабильно. Если понимает, что конкретный узел или агрегат требует ремонта — вызывает ремонтную бригаду. Мелкие неполадки устраняет сам. Иванов в смене один, поэтому помощь товарищей заменяют пневматические ключи, гидравлические прессы, тали и лебёдки.
«Временами очень скучаю по ребятам, по шахте. Если слышу, что какие-то трудности у них возникают, сразу хочется бежать помогать», — смеётся Владимир.
В экстренных ситуациях шахтёрам нужно быстро думать и принимать неординарные решения. Владимир запомнил один, почти фантастический случай:
«Было это ещё в советские времена. Аварийное отключение электроэнергии. Оборудование встало на полчаса. За это время вода заполнила штреки и стала подниматься, уже почти переливалась через перемычку. В шахте только три человека — стволовой и двое в насосной. Телефонов для связи нет. Побежали закрывать перемычку, чтобы не затопило «двор» и подстанцию. Но для этого надо было снять проходящие через перемычку электровозные рельсы. С одной стороны сняли, а с другой рельса застряла. И вот один из ребят на адреналине рукой её загнул, и ворота захлопнули. На следующий день заступила в работу моя бригада. Решили рельсу поправить. Так мы вдесятером обратно разогнуть не смогли, пришлось новую делать! Представляете, какая силища в человеке просыпается в сложные минуты?».