В этом году исполняется шесть лет как Олега Белозёрова назначили на пост главы РЖД. До этого он работал в строительной, энергетической, транспортной сферах, а также на государственной службе (в Росавтодоре и министерстве транспорта). Полученные опыт и знания позволили руководителю «Российских железных дорог» вывести компанию на максимальные экономические показатели и реализовать железнодорожные проекты федерального масштаба.
Олег Валентинович родился 26 сентября 1969 года. Его детство и школьные годы прошли в латвийском городе Вентспилсе. С юных лет он любил спорт, а в школе, по его словам, очень нравились точные науки и поиск оптимальных решений. Потом эта способность очень пригодилась ему в карьере.
Родители — Валентин Белозёров и Леонила Кирилловна — были врачами, но это обстоятельство не повлияло на его выбор будущей профессии. В 1986 году поступил в Ленинградский институт экономики и финансов имени Н.А. Вознесенского, сдав необходимые экзамены на «отлично». Вуз пришлось на время оставить, чтобы пройти воинскую службу — в те времена студентам не всех вузов предоставлялись отсрочки.
Университет окончил заочно в 1992 году по специальности «Экономист, планирование промышленности». В 2005 году защитил диссертацию по теме организации логистики и получил степень кандидата экономических наук.
Работать Белозёров начал ещё в студенческие годы. Как и многие целеустремлённые представители молодёжи того времени, которые хотели построить карьеру в бизнесе, он начал с молодёжного научно-технического центра. Устроился в НТЦ «Гран», позже стал его руководителем. Подобные центры в перестроечный период занимались предпринимательством.
До 2000-х дипломированный экономист сотрудничал с коммерческими организациями Санкт-Петербурга, постепенно нарабатывая управленческий опыт в строительной и торговой сферах. Руководил компанией «Экокон», консультировал по финансовым вопросам в фирме «СЗСП-94», работал заместителем генерального директора в компании «Лагун». Позже перешёл в «Ленэнерго», где прошёл путь от заместителя коммерческого директора до начальника департамента. Также Белозёров успел поработать в ещё одной петербургской компании — «Грузовое автотранспортное предприятие №21».
С 2000 по 2001 год возглавлял финансовый отдел аппарата полномочного представителя президента в СЗФО. Далее около года был заместителем директора по управлению корпоративным имуществом в компании «ЛОМО». До 2004 года руководил «Российской топливной компанией».
С 2004 по 2009 год Олег Белозёров работал в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор). Первые несколько месяцев был заместителем руководителя, затем сам возглавил ведомство. В одном из интервью он рассказал, что в Росавтодоре получил неоценимый опыт. Не считая строительства новых объектов, при Белозёрове госструктура завершила 20 дорожных проектов, некоторые из них были долгостроями, которые пытались закончить несколько десятков лет.
После пяти лет работы в агентстве Белозёрова назначили заместителем министра транспорта РФ. На новом посту курировал ряд проектов, начатых ещё на прошлом месте работы. В зону его ответственности входило развитие дорожной инфраструктуры страны, включая объекты государственного значения, связанные с проведением в России саммита АТЭС, летней Универсиады и Зимних Олимпийских игр.
11 мая 2015 года Олег Валентинович был назначен первым заместителем главы Минтранса. В этой должности проработал недолго, так как уже в августе Белозёрова назначили президентом компании «Российские железные дороги» (в 2017 году должность переименована в «генеральный директор — председатель правления»).
Изучать работу госкомпании чиновник начал, ещё будучи в министерстве транспорта: за год до перехода в холдинг он вошёл в состав его совета директоров. Но досконально ему удалось узнать о состоянии корпорации, только возглавив её. В первый же год новый лично объездил все 16 территориальных филиалов РЖД, общался с работниками, выявил слабые места и определил точки роста монополии.
Правительство страны поставило Олегу Валентиновичу несколько задач, в том числе снизить зависимость компании от государственных субсидий, уменьшить издержки, и, главное, способствовать дальнейшему развитию госкомпании. Благодаря эффективному менеджменту он добился желаемых результатов. Так, уже в 2016 году РЖД сбалансировали бюджет, при этом обошлись без госсубсидий на текущую деятельность, к которым компания была вынуждена прибегать ранее.
За 2015–2016 годы корпорация сократила расходы более чем на 100 млрд рублей. Снижение издержек было достигнуто за счёт уменьшения представительских затрат, внедрения новых технологий и увеличения производительности труда.
С годами также улучшились и другие ключевые показатели РЖД. Например, в 2018 году грузоперевозки выросли до 1 289,6 млн тонн. 11-летнего максимума в 2019 году достигли пассажироперевозки: компания перевезла 1,2 млрд человек.
При Белозёрове холдинг приступил к модернизации инфраструктуры. Самый масштабный проект последних шести лет — реконструкция Восточного полигона, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Также было открыто движение по новым линиям столичного городского транспорта: Московскому центральному кольцу и Московским центральным диаметрам. Эти и другие достижения определили карьеру Олега Валентиновича на ближайшие пять лет: в марте 2021 года он был переназначен на новый срок.