На родном комбинате Леонид Усов водит передвижную авторемонтную мастерскую – вездеходный КАМАЗ. Вместе с товарищами возвращает в рабочее состояние сломавшиеся бульдозеры в карьере и на хвостах. Живёт в губкинском селе Сергиевка. А время от времени появляется в эфире Первого канала и покоряет концертные залы и фестивальные площадки по всей России.
— А правда, что у вас в репертуаре 150 песен собственного сочинения?
— Ну как 150…Больше 600. Хотите, спою?
И заиграл, и запел. Дом заполняют переливы ладов, рычание басов и простые слова о человеческой дружбе. Красиво, понятно, от души.
Леонид Усов лёгок на песни. Хотя рождаются они по‑разному: иногда слова и мелодия складывает буквально за несколько минут, а иной раз за год. О чём может петь гармонист? О деревне, дружбе, детстве, зиме, дороге, войне. Недавно написал песню про Ржевскую битву – одну из самых трагических историй Великой Отечественной. Есть песня про Лебединский карьер. Ну и, конечно, шуточные песни, частушки – весёлые, задорные, иногда забористые и оттого печати не подлежащие. Откуда это всё берётся? Из детства, юности? Усов пожимает плечами: трудно сказать.
«Учился в школе плохо, двоечником был. Как Шойгу, он же тоже двоечник. Но зато читал я много. Приходят песни по‑разному, и как они приходят, я так и пою», — признался Леонид Андреевич.
Раньше таких людей называли «моторными». Усов всё успевает: работать, петь, вести хозяйство, делать мебель, собирать на коленке гусеничный мини-трактор. А первую гармонь он взял в руки в пять лет. Освоил баян, аккордеон и множество других инструментов. В детстве мечтал о музыкальной школе, но не вышло. Играет всю жизнь самоучкой, нот не знает – но знающим не уступит.
А гармонь после раннего знакомства бросал. Вернулся к ней в 2001 году, и с тех пор считает главным инструментом, а себя – гармонистом. Именно тогда он впервые съездил на «Играй, гармонь» вместе с районным ансамблем «Рассыпуха».
— А почему гармонь, Леонид Яковлевич?
— Ну а как же? Я‑то ехал на передачу «Играй, гармонь!», верно? Поехал бы на «Играй, аккордеон!» – взял бы аккордеон!
Дальше-больше. Губкинца приметили ведущие программы Анастасия и Захар Заволокины, стали приглашать на фестиваль в Новосибирск каждый год. На стене за спиной Усова – россыпь золотых лауреатских грамот. Это – не «бумажки» с формулировкой «за активное участие»: на десять дипломов каждый раз претендуют тысяча-полторы виртуозов. Но, наверное, не дипломы главное. Да и Заволокины для лебединца – не продюсеры, а почти родня.
«Для Насти и Захара гармонисты – друзья, братья. Я к ним в Новосибирске захожу как к себе домой. Беседуем обо всём, чай пьём. Люди они простые и гостеприимные: вот какие на экране, такие и в жизни. Когда мои песни пою я сам – ну, что‑то не так! А вот когда исполняет коллектив Насти Заволокиной – это ж совсем другое дело», — поделился лебединец .
Чтобы представить жизнь Леонида Усова, можно просто посмотреть его фотоархив. В нём – полтысячи фотографий – и только пара-тройка портретов самого гармониста. На остальных – весёлый праздник, круговорот людей и событий.
Городские улицы и концертные залы, заснеженные набережные и зелёные поляны, от Губкина и Старого Оскола до Новосибирска и ещё дальше. Встречи, концерты, фестивали, дружеские застолья. Актёры и музыканты, казаки, колоритные мужики в национальных костюмах, молодые парни и девчонки. Гармонисты – каждый второй, невзирая на пол и возраст. И почти на каждом фото Леонид Усов обнимает кого‑то за плечи, и его обнимают. Он абсолютно свой среди этих людей, потому что и сам – праздник.
И когда разговариваешь с Усовым, понимаешь, что такое «Играй, гармонь!». Не фестиваль, не программа на Первом канале и уж, конечно, не шоу. Чистый срез глубинной России – бесхитростной, наивной, не разучившейся смеяться под гармошку и плакать под неё. В этой России гармонист – душа улицы, заводила праздника, совесть, бьющая через частушки и немудрящие песни. А что творится, когда в одно место и в одно время съезжаются полторы тысячи таких гармонистов: перед такой вулканической энергией не устоит никто.
У Леонида Усова – целый набор гармоней. Вот подарочная, фестивальная, с табличкой «От Захара и Анастасии Заволокиных». В этом соседстве немножко чужеродно выглядит синтезатор. Кстати, только он и куплен, остальные инструменты тоже подарены. Одну из них Леонид привёз с Ивановского фестиваля гармонистов. На ней играл сам Геннадий Заволокин, создавший «Играй, гармонь!»
— А на родной земле – используете гармонь?
— А как же! Весь Лебединский ГОК знает, что у меня в машине гармошка лежит
всегда. Обеденный перерыв – можно поиграть, почему бы нет? И ребятам приятно, и мне – порепетировать.
— Детям, внукам не передали гармошку?
— Двухлетний Саша, внук, как увидит – начинает тягать её. Правильно пальчики ставит, на басы, на голоса… А детей своих я никого не заставлял, хотя дочь сейчас прекрасно играет на гитаре. Я ей показал пять основных аккордов, так она научилась за неделю. На любом инструменте, если человек заинтересовался, все песни играются на пяти аккордах.
Буквально на днях Леонид вернулся с юбилейного фестиваля «Играй, гармонь!» – уже 35 лет отметили. Оплатить поездку помог Металлоинвест. Усов привёз в Новосибирск четыре новые песни, выступал с ними на концерте. Очень плотными были съёмки – с двенадцати дня до двух ночи.
«Мои «Ключи» записали с семи дублей. Я под конец последний куплет забыл, так все стали подпевать – тогда вспомнил. Даже подушечки пальцев от мороза немели – записывали видео на новосибирской набережной, на площади, у театра. Отсняли много, красиво, будем теперь зимой смотреть». – усмехнулся хозяин.
И я, смотревший по телевизору «Играй, гармонь!» лет 15 назад, теперь понимаю: конечно, будем.