Пьеса Александра Островского «Не всё коту масленица», написанная классиком в 1871 году, оказалась чрезвычайно актуальной и для нашего времени. Одноимённый спектакль, который режиссёр-постановщик Инна Ковалёва поставила в рамках федерального проекта «Культура малой родины», – живое и яркое тому подтверждение.
Премьера состоялась 12 июня. На сцене во всём своём драматизме развернулся конфликт между людьми, относящимися к одному сословию, но находящимися на разных уровнях финансового благосостояния, отразивший, по сути, конфликт материального и духовного. Перед персонажами Островского встал непростой выбор, связанный с решением важных нравственных и даже философских вопросов.
Любовь или деньги? Купаться в роскоши, но при том всецело зависеть от постылого супруга или жить на скромные средства с человеком, который по сердцу? Не пустяковый вопрос, как вы понимаете.
Следуя за перипетиями сюжета, мы наблюдаем, как истинная любовь меняет человека к лучшему, проявляет в нём самые прекрасные качества и черты характера. Агничка, искренне полюбившая Ипполита, вдохновляет его на решительный поступок, пробуждает в нём ростки самоуважения, уверенности и твёрдости духа. В свою очередь, окрылённый любовью Ипполит, находит в себе силы, чтобы обрести чувство собственного достоинства. Пройдя эти метаморфозы, мальчик становится мужчиной.
Собственно, духовную трансформацию испытали все главные герои пьесы «Не всё коту масленица». Они прочувствовали вкус жизни по чести, и этот вкус пришёлся им по душе. Лишь Ахов в конце этой истории становится ещё хуже прежнего и беднее духовно при всех своих миллионах.
Инна Ковалёва поставила известную пьесу в классическом варианте, практически не отступая от материала автора. Островский насколько это возможно точно отразил нравы, традиции и быт московского купечества и людей среднего класса того времени. И в этом состоит большая историческая ценность произведения.
Режиссёрский замысел подчёркивает сценография главного художника театра Анны Плаховой. Основное действие спектакля разворачивается в двух локациях. Комнаты главных героев здесь, как два диаметрально противоположных мира, две параллельные вселенные. В покоях купца Ахова, выдержанных в тёмных тонах, царит давящая мрачноватая атмосфера. Здесь будто не хватает воздуха, чтобы дышать полной грудью. Комната матери и дочери Кругловых, словно девичья светёлка, наполненная душевной чистотой и гармонией, окрашена в пастельные тона.
Принцип противопоставления прослеживается и в одежде главных героев. Костюмы максимально приближены к реальности, однако отражают не только тенденции того времени, но и суть персонажей. Например, в бороду Ахову сыпнули золота, намекая на его единственную в жизни страсть.
Агничку в первом действии одели в платье скромной расцветки, подчеркнув её покладистый лёгкий характер. Лишь красная ленточка у ворота и туфельки в тон ей символизирует сильный внутренний стержень, который на первый взгляд можно и не заметить. Но во втором действии на героине – платье уже алой расцветки, что говорит о её взрослении, становлении принципов, накале страстей. По аналогии серая жилетка Ипполита меняет цвет на ярко-красный.
Великолепная музыка, написанная композитором Натальей Арситовой специально к этому спектаклю, сопровождая сюжетную линию, поддерживает настроение героев, отражает их эмоции и душевные переживания.
Островскому свойственна лёгкая, а порой и анекдотическая форма подачи серьёзных вопросов. По большому счёту «Не всё коту масленица» – пьеса о самоценности личности, о чести и совести, которые важнее материальных сокровищ. Когда же деньги становятся основным мерилом успешности – это трагедия общества. Ведь сами по себе деньги не являются источником счастья либо проблем. Они лишь инструмент, с помощью которого можно принести миру много добра, а можно приумножить зло на нашей планете. Выбор всегда остаётся за человеком.