В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Николая Яковлевича Чуева, участника Великой Отечественной войны, Почётного гражданина Белгородской области. Несколько поколений губкинцев помнят Николая Яковлевича, как председателя районного Совета ветеранов. Совет был создан в далеком уже 1974 году и объединил в своих рядах 4 867 ветеранов. Николай Яковлевич Чуев выступил инициатором его создания, возглавил Совет и был его бессменным руководителем до 2010 года, то есть более 35 лет. Этот выдающийся человек сделал очень много для увековечения памяти о Великой Отечественной войне на Губкинской земле.
Николай Яковлевич родился в 1925 году в хуторе Муравка Чуевского сельсовета ныне Губкинского района. После окончания семилетки трудился в местном колхозе «Заря пахаря». После освобождения Губкинской территории от немецко-фашистских захватчиков в феврале 1943 года в возрасте 17 лет ушел в Красную армию. Служил стрелком, а затем пулеметчиком в составе 262 стрелкового Неманского ордена Александра Невского полка 184 стрелковой Духовщинской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии. В составе этой дивизии прошел от Смоленска через Белоруссию и Литву до Кенигсберга, а затем на востоке – через сопки Манчжурии до полной ликвидации японской армии.
О своем участии в боях Николай Яковлевич много раз рассказывал на встречах, мероприятиях, на страницах книг и в периодической печати. Часть его воспоминаний опубликована в книге «Война глазами фронтовиков — белгородцев».
Один из боев в Шакяйском районе Литвы даже попал в художественную литературу, о нем говорится в повести фронтовика Акрима Шарипова «Товарищ комбат»:
«Наступило утро, туман рассеялся, все было видно, как на ладони. Жестокий бой продолжался с переменным успехом, сопротивление врага нарастало. Наступление должно было вот-вот захлебнуться. Но случилось чудо – солдаты отделения сержанта Закаблуко неожиданно наткнулись на лощину, ведущую к реке. Гитлеровцы не могли простреливать её на большое расстояние. По этой балке и вырвались вперед Чернобаев, Чуев и Жобалтырев… Отсюда хорошо стали видны траншеи немцев».
В результате успешных боевых действий в этом районе 184 стрелковая дивизия первой вышла к государственной границе СССР. В 1979 году Николаю Яковлевичу было присвоено звание Почетного гражданина Шакяйского района Литвы.
В годы войны он перенёс ранение и контузию. За мужество и отвагу был награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», медалью Монгольской народной республики, и другими медалями за взятие и освобождение городов.
В 1946 году Николай Яковлевич демобилизовался и вернулся в родное село. В 1955 году с отличием окончил Корочанский с/х техникум, в 1964 – Воронежский с/х институт.
Работал в сельском хозяйстве: был агрономом, после образования Губкинского района назначен заместителем начальника Губкинского районного управления сельского хозяйства. Перед выходом на пенсию работал главным государственным инспектором по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Губкинскому району. На протяжении 40 лет Николай Яковлевич Чуев избирался депутатом Губкинского районного Совета народных депутатов.
Губкинским районным Советом ветеранов и лично Николаем Яковлевичем Чуевым была проведена огромная работа по увековечению памяти погибших земляков и подвига тружеников тыла.
В 1975 году была увековечена память строителей прифронтовой железной дороги Старый Оскол – Ржава. Николай Яковлевич обратился к руководству южной железной дороги с просьбой изыскать средства, чтобы изготовить мемориальные доски и установить на промежуточных станциях этого участка дороги. Когда они были готовы, управление Южной дороги сформировало специальный состав из пассажирских вагонов, в который пригласили участников стройки. На каждой станции проходил митинг местных жителей, на котором выступали те, кто строил эту дорогу в грозном сорок третьем. Мемориальные доски были установлены на всех 8 станциях дороги Старый Оскол – Ржава. Николай Яковлевич стал одним из авторов книги «Дорога мужества», вышедшей в 2003 году, в книге собраны воспоминания участников строительства железной дороги.
При активном участии Николая Яковлевича в районе было продолжено увековечение памяти губкинцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. На мемориальных комплексах сел, откуда родом герои, установлены их бюсты, а на зданиях школ, предприятий, учреждений, где они учились и трудились – мемориальные доски. Улицам населенных пунктов присвоены их имена.
Николай Яковлевич Чуев был одним из инициаторов создания в городе Губкине Аллеи Героев. Аллея с портретами губкинцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы была открыта центральном сквере 9 мая 1998 года. В 2005 году вместо портретов на гранитных пьедесталах были установлены бюсты Героев.
В память о губкинцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны в районе высажено 10 тысяч деревьев – по одному саженцу за каждого не вернувшегося фронтовика. Вышли книги по увековечиванию памяти фронтовиков Губкинского района под названием «Фронтовые дороги односельчан».
После войны на территории Губкинского района осталось около 5 000 вдов и 745 матерей, чьи сыновья и мужья пали на поле брани. В 1983 году в селе Богословка по инициативе Николая Яковлевича Чуева, была впервые проведена встреча вдов и матерей солдат. В1980 – 1990-е оды.такие встречи в районе стали традиционными.
Когда встречи только начали организовывать, каждой вдове вручили по одинаковому платку. Они, не привыкшие к такому вниманию, обрадовались, растрогались. Многие плакали и завещали похоронить себя в этом платке.
В 1995 году по инициативе Николая Яковлевича Чуева около села Бобровы Дворы открыт памятник «Вдове и матери солдата». У этого памятника интересная и сложная судьба.
В 1990 году во многих центральных газетах было опубликовано обращение ко всем жителям тогда ещё Советского Союза с просьбой внести посильный денежный вклад на строительство памятника. Пожертвования из разных уголков страны стали приходить почти сразу. Присылали по 5 – 10 рублей (по тем временам это были большие деньги). За несколько лет собрали 270 тысяч рублей.
Многие скульпторы отказывались делать памятник из трех фигур – женщины и двух детей. Но Николай Яковлевич настоял, чтобы он был создан именно в таком виде. Памятник был открыт 6 мая 1995 года, накануне празднования 50-летия Победы. Его автор – Белгородский скульптор Анатолий Александрович Шишков. Прообразом главной героини стала солдатская вдова Мария Федоровна Хорхордина из села Шорстово Боброводворского сельского округа.
Николай Яковлевич долгие годы был ответственным секретарем совета ветеранов своей 184-й стрелковой дивизии. Воины дивизии, освобождали нашу область, пройдя через Прохоровку, Борисовку, Ракитное. В школе поселка Троицкий он создал музей Боевой Славы 184 стрелковой дивизии. Педагоги и ученики школы неоднократно принимали участие во встречах с ветеранами дивизии, а Николай Яковлевич всегда был желанным гостем в Троицкой школе.
Активно сотрудничал Николай Яковлевич и с Губкинским краеведческим музеем, он передал в наши фонды материалы о работе Губкинского районного Совета ветеранов и часть личного архива. Деятельность Николая Яковлевича Чуева на посту председателя районного Совета ветеранов была отмечена правительством. Его дважды награждают орденом Дружбы народов, а 1997 году присваивают звание «Почетного гражданина Белгородской области».
Николай Яковлевич завершил свой земной путь 22 апреля 2015 года, не дожив считанные дни до 70-летия Победы и несколько месяцев до своего 90-летия. Он оставил нам еще и словесный памятник — стихотворение «Ветераны», обращенное от имени поколения фронтовиков ко всем нам:
Мы в легенду уйдём, когда время наступит,
А судьба подождёт закрывать нас в гранит,
Мы, такие, как все, не судите нас строго,
Что не каждый в огне вечной славы горит.
Просто мы на войне их счастливее были,
Просто нам на войне повезло!
Мы лежали в снегу и в атаку ходили,
Познавая той страшной войны ремесло.
А окончив войну — всё на плечи взвалили,
Из руин полстраны поднимали горбом,
В фронтовых гимнастёрках на свадьбах ходили,
Не имея возможности выйти в другом.
Все удары судьбы на себя принимали,
Да и кто кроме нас мог тогда их принять!
В эти мирные дни многих мы потеряли,
Как когда‑то в боях приходилось терять.
На земле, на войне всё в единое слито,
Слава Курской дуги нас и ныне роднит,
Этот подвиг народа не будет забытым,
И Россия нас в сердце своём сохранит.