Заседание коллегии при главе администрации состоялось 23 ноября. Члены коллегии, должностные лица администрации, главы территориальных администраций, руководители предприятий обсудили вопросы культурно-просветительской деятельности, как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в учреждениях культуры округа и национальный проект «Образование»: от ключевых мероприятий к социальным эффектам.
По первому вопросу выступила начальник управления культуры администрации Губкинского городского округа Лидия Фурсова.
«Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убеждённого патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать интересы. Поэтому решение данного вопроса предполагает совместную деятельность различных структур: образования, культуры, молодёжной политики, социальной защиты населения, СМИ, общественных организаций», – констатировала Лидия Геннадьевна.
В учреждениях культуры разработана и реализуется комплексная система мер, направленная на формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма. Работа в данном направлении строится на постоянном мониторинге и изучении потребностей и настроении детей и молодёжи, и при необходимости вносятся определённые корректировки и дополнения.
«Центральная задача в патриотическом воспитании подрастающего поколения — это образовательно-просветительская деятельность. В этом направлении большая работа проводится в рамках нацпроекта «Культура». Одним из самых эффективных способов достижения указанной задачи является внедрение образовательного контента в деятельность учреждений культуры и искусств», — отметила Фурсова.
По её словам, успешно зарекомендовали себя проводимые на постоянной основе культурно-просветительские программы для школьников из цикла «Моя Россия», рассказывающие об истории великой страны, её достижениях, людях, внёсших наибольший вклад в развитие и становление государства. Учреждениями культуры успешно адаптирована патриотическая программа «Дороги Победы», в рамках которой проводятся виртуальные экскурсии по городам-героям, краеведческие экспедиции по местам боевой славы земляков. Основная задача программ — научить подрастающее поколение гордиться своей страной, зародить интерес к познанию культуры и истории малой родины и государства в целом.
Значительный сегмент в патриотическом воспитании принадлежит краеведческому музею. Именно музейные формы работы являются эффективным средством воспитания любви к Родине, чувства глубокого уважения к её замечательной истории. Мероприятия соответствующей направленности — тематические программы, посвящённые юбилейным датам России, Белгородчины и Губкинского городского округа, выдающимся деятелям и памятным событиям, лекции и экскурсии. Посещаемость молодёжью составляет более 1500 человек в год.
Деятельность муниципальных библиотек нацелена на сохранение русского языка и литературы, укрепление духовно-нравственных ценностей. Так, в марте сотрудники Централизованной библиотечной системы № 1 совместно с депутатами Совета депутатов Губкинского городского округа презентовали книгу «Безотцовщина. Детство, опалённое войной», в которую вошли 67 воспоминаний детей войны, проживающих на губкинской территории. Было проведено около 40 встреч с учащимися, более 2550 школьников познакомились с воспоминаниями детей войны.
Библиотекари города и района присоединились к XIII Международной акции «Читаем детям о войне». Ребятам дошкольного возраста рассказывают о юных героях Великой Отечественной.
В октябре библиотеки округа приступили к реализации областного проекта «Вместе сильнее» для оказания системной социальной, правовой, информационной, культурной поддержки населению в условиях проведения специальной военной операции и частичной мобилизации. В рамках проекта создана база данных «Память Z», посвящённая землякам-военнослужащим, погибшим при выполнении воинского долга во время СВО.
Сотрудники и читатели Центральной районной библиотеки в рамках районного челленджа «Россия Vперёд», организованного в знак протеста против попыток запрета русской культуры за рубежом, провели поэтическую акцию.
Музыкальные школы и школы искусств в учебные планы включили предмет «Слушание музыки», на котором изучают материал о творчестве великих русских композиторов.
«Культработники ЦКР с. Аверино инициировали создание фильма «Ваши судьбы война диктовала», запечатлевшего воспоминания ветеранов, участников строительства железной дороги Старый Оскол — Ржава. Идею поддержали практически все жители села, и особенно творческая молодёжь. «Молодого пользователя не интересуют мероприятия, рассчитанные на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он активный участник», — резюмировала Лидия Геннадьевна.
В репертуаре Губкинского театра для детей и молодёжи представлены военно-патриотические спектакли «Василий Тёркин» и «Блокадный арабеск».
В городском округе два года реализуется программа Министерства культуры РФ «Волонтёры культуры». На базе ЦКР «Лебединец» создан центр движения — отряд «ДОБРОдел».
«Наиболее активными являются добровольческие отряды, созданные на базе учреждений: ЦКР «Форум», ЦКР п. Троицкий, ЦКР с. Бобровы Дворы, ЦКР с. Скородное», — отметила Фурсова.
По вопросу повестки дня выступили директор Губкинского краеведческого музея Галина Мызина, директор ЦКР «Строитель» Елена Пикалова.
По второму вопросу с докладом выступила начальник управления образования Светлана Щетинина.
Она отметила, что приоритеты развития системы образования Губкинского городского округа соответствуют основным направлениям нацпроекта «Образование», реализация которого началась в 2019-м и завершится в 2024 году.
«Образовательная деятельность осуществляется в 74 учреждениях: 30 школ, 38 детских садов, 6 учреждений дополнительного образования. По сравнению с прошлым учебным годом количество образовательных учреждений уменьшилось за счёт создания двух образовательных комплексов: «Перспектива», объединившего школы № 7 и № 15, «СтартУМ», объединившего школы № 3 и № 13, детские сады № 26 и № 28, станцию юных техников», — отметила Светлана Николаевна.
В 2022 году «Точки роста» созданы в Коньшинской, Чуевской и Боброводворской школах, в 2023 году планируется их открыть в Казацкостепской и Толстянской школах.
«В первой половине дня на базе центров проводятся уроки по технологии, информатике, ОБЖ, физике, химии, биологии, во второй половине — реализуются дополнительные программы по IT-технологиям, робототехнике, медиатворчеству, шахматам, проектной деятельности», — пояснила Светлана Николаевна.
В прошлом году в рамках федерального проекта «Современная школа» в школе № 14 обновлена материально-техническая база, созданы студии фото- и художественно-прикладного искусства, картонажная мастерская.
«Одним из мероприятий федерального проекта «Современная школа» является методическая поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты. В 2020 году по результатам всероссийского мониторинга в число таких школ вошла Сапрыкинская основная школа, в 2022 — Архангельская средняя школа. Для преодоления низких образовательных результатов проведена большая методическая работа: за школами закреплён куратор из числа руководителей школ, проведены комплексные методические мероприятия с педагогами», — отметила Щетинина.
В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» в 2022 году открыт Центр цифрового образования «IT-куб». В нём реализуются 12 программ по шести направлениям, обучаются 230 детей. Количество учащихся будет увеличиваться, а к сотрудничеству привлекут специалистов предприятий и учреждений.
Важным направлением профориентационной работы является создание в школах специализированных классов — инженерных, медицинских.
Значимым событием стало второе рождение центра дополнительного образования «НеШкола».
Большое внимание в школах уделяется патриотическому воспитанию. С этого учебного года недели начинаются торжественными линейками с поднятием государственного флага, а первый урок — занятие «Разговоры о важном». Более 800 детей из 23 школ участвуют в военно-патриотическом движении «Юнармия». В гимназии № 6 создан казачий класс, в образовательном комплексе «Перспектива» — кадетские классы «Юные инспекторы дорожного движения». Во всех школах организована работа детских общественных объединений, в 15 школах — Российского движения школьников. В образовательных учреждениях функционируют 33 музея.
«Для учащихся и педагогов значима поддержка на муниципальном уровне. В частности, впервые в этом году выплачены именные стипендии главы администрации, ставшие хорошим стимулом для одарённых и талантливых детей», — подытожила Светлана Щетинина.
Более подробно о деятельности образовательного комплекса «СтартУМ» рассказала его директор Татьяна Солдатова. О достижениях центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе Сергиевской школы проинформировал преподаватель ОБЖ Игорь Ковалёв.
В завершение были даны соответствующие поручения.