Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почётной, но в то же время наиболее тяжёлой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант. Поэтому для обучения и воспитания подрастающего поколения во все времена назначались самые знающие, самые опытные и способные к этому люди.
В Год педагога и наставника хочется рассказать о профессиональном пути сельского учителя - Варвары Ефимовны Шестаковой (Золотых). В Губкинском краеведческом музее хранятся фотографии, документы, воспоминания, переданные дочерью педагога.
Варвара Ефимовна родилась в Кладовом Боброводворской территории. Родители до революции вели своё хозяйство, а в 1931 году вступили в колхоз. Отец умер рано, мать трудилась от зари до зари, поднимала детей.
В 1931 году Варвара поступила в первый класс Кладовской начальной школы, затем продолжила учёбу в Юшковской школе. Классы были боольтшие – 30 человек, занятия шли в две смены. Тяга к знаниям была велика. В школе учились дети не только из Юшково и Кладового, но и Сергеевки, Евгеньевки, Старовки, Архангельского, Кандаурово, Шорстово. Ученикам приходилось жить на съёмных квартирах или ходить в школу десяток километров ежедневно.
После школы девушка окончила курсы по подготовке учителей начальных классов Новооскольского педагогического училища. Работать её определили учителем в Гущинскую начальную школу. Параллельно она училась в Старооскольском педагогическом училище. Так формировался педагогический стаж Варвары Ефимовны.
Война – слово до боли знакомое всем в России. 2 июля 1942 г. губкинская территория была оккупирована фашистами. В период оккупации в нескольких сельских школах продолжались занятия. Многим педагогам пришлось пережить трудности войны. Преподаватели- мужчины ушли на фронт, женщины-учителя и ученики делали оборонительные укрепления - копали окопы, строили железную дорогу, работали в колхозе на полевых работах. Варвара Ефимовна строила железнодорожную ветку Старый Оскол – Ржава. О том, какой тяжёлый, непосильный труд лёг на плечи женщин и совсем юных девушек, она часто рассказывала своим ученикам.
«Кто мог подумать, что за такой короткий срок возможно подобное – 95 км стальной колеи соединило основные магистрали. Только русская женщина могла сделать это» - вспоминала Шестакова.
С ноября 1942 года по приказу местных властей молодого учителя направляют работать в Кладовскую начальную школу. Из педагогической характеристики: «Товарищ Золотых работает в школе 6 лет. Имеет законченное педагогическое образование. В текущем 1947-48 учебном году ведёт работу с 1 классом. Из 28 учащихся не успевают 4 человека. К работе относится добросовестно. Ведёт кружковую и пионерскую работу. Воспитательная работа в классе поставлена хорошо. Школьную документацию ведёт исправно. Отсева в классе не имеет. Неуспеваемость двух учащихся объясняет продолжительной болезнью. Два других неуспевающих имеют большие пропуски. Наглядность при обучении используется. К общественной работе относится добросовестно Нарушений трудовой дисциплины, взысканий не имеет. Активно участвует в налаживании кружковой работы в других классах. Ведёт интенсивную работу за честь своей школы и класса».
В 1950 году Варвара Ефимовна поступает учиться в Старооскольский учительский институт на заочное отделение русского языка и литературы и её переводом направляют работать в Юшковскую среднюю школу, сначала учителем начальных классов, а потом учителем русского языка и литературы 5-7 классов. Через год её переводят работать в село Аверино в новую семилетнюю школу.
Более 35 лет своей жизни Варвара Ефимовна отдала педагогике. У неё было всё, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, терпение и неиссякаемая энергия. За многолетний и добросовестный труд она неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарственными письмами.
Лев Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Эти слова можно отнести ко многим губкинским педагогам, среди которых по праву находится и Варвара Ефимовна Шестакова.