Про себя Валентина Георгиевна Прутовых, председатель Боброводворского совета ветеранов, говорит:
«Я родом не из детства – из войны».
Эти же слова, думается, могут отнести к себе многие дети войны, пережившие вместе со взрослыми все испытания Великой Отечественной.
«Мы с мамой приехали в гости к бабушке и дедушке накануне нападения фашистов на нашу страну. Мне тогда было четыре года. Утром следующего дня проснулась от страшных криков: увидела свою бабушку стоящей перед иконами и повторяющей: «Война! Война!». Рядом были две соседки, которые не переставали плакать. Правда, по малолетству я не понимала до конца смысла этого слова. Позже, когда в Бобровых Дворах развернули госпиталь, в который мы, малышня, каждый день бегали, осознание пришло…», – рассказывает Валентина Георгиевна.
В её памяти навсегда осталось прощание с родным дядей Колей. Это было в сентябре 1941-ого. Он обнял и расцеловал всех племянников, пообещал обязательно вернуться и покатать всех на тележке. Грузовик увёз его навсегда…
На фронт ушёл из семьи Карабановых ещё один мужчина – муж родной тёти. Похоронку на него доставили в тот день, когда из роддома принесли его дочь.
«Война застряла во мне навсегда и потому, что до сих пор не нашла ни место гибели, ни захоронение отца, несмотря на обращения в различные ведомства. К сожалению, кроме известия о том, что он пропал без вести, нет никакой информации. Даже данные о том, когда он пропал, расходятся: по одним источникам – в феврале, по другим – в августе 1943 года без указания каких‑либо подробностей», – продолжает Прутовых.
Но она хорошо помнит его открытки с фронта, в которых были и строки, адресованные любимой доченьке:
«Я обязательно вернусь, и мы пойдём в лес за орехами».
А ещё помнит его красивый почерк.
9 мая 1945 года тоже осталось с Валентиной Георгиевной навсегда, а ещё голос Левитана, который заставлял и вздрагивать, и радоваться. Когда пришло известие о Победе, Бобровы Дворы ликовали, все жители спешили к сельскому совету, «вооружившись» гармошками, балалайками. Её бабушку остановила почтальонка – протянула большой конверт. Маленькая Валя письмо перехватила, но скрыла его содержание от неграмотной бабушки. Только на следующий день семья была вынуждена сообщить матери, что не стало её Коли – младшего и единственного сыночка из восьми детей Карабановых.
«Бабушка исчезла из дома после такой вести. Я нашла её за огородом, на взгорке почти у пруда. Она лежала без сознания, вонзив пальцы в землю. Её воробышка (так она звала дядю Колю) убили в декабре 1944 года, но известие до семьи дошло только 9 мая следующего года. Дядя дважды награждён медалью «За отвагу»», – сообщила Валентина Георгиевна.
Прутовых пишет стихи, первое из них «родилось» само, когда ей было шесть лет, под впечатлением увиденного в военном госпитале. И потом Валентина Георгиевна неоднократно возвращалась к военной теме, потому что трагические события не оставляют.