Архивная служба ведёт свой отсчет с 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года. В этот день Петром Великим был подписан первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав». Он определил основы организации государственного управления в стране, ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Реформы Петра I положили начало государственной архивной службы России, которая в 2020 году будет отмечать свое 300-летие.
После октябрьской революции 1917 года архивная служба страны получила свое развитие в новых социально-политических условиях. 1 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Все архивы правительственных учреждений были ликвидированы, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы образовали единый Государственный архивный фонд.
Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивных учреждениях системы Росархива, увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения. В настоящее время в архивном отделе администрации Губкинского городского округа находятся на хранении свыше 53 тысяч документов с 1943 по 2018 годы, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое или культурное значение.
Помимо формирования государственного Архивного фонда Губкинский муниципальный архив принимает на хранение документы по личному составу от организаций и предприятий банкротов и ликвидированных без самопреемства. На сегодняшний день принято более 33,5 тысяч дел от 258 предприятий.
На основе документов, хранящихся в муниципальном архиве, специалисты предоставляют населению следующие виды муниципальных услуг:
— организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства на территории Губкинского городского округа;
— организация информационного обеспечения граждан, организаций на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в Губкинском городском округе;
— оказание методической и практической помощи в работе по организации документов в делопроизводстве, отбору документов в состав Архивного фонда РФ и подготовке передачи их на постоянное хранение, подготовке нормативных и методических документов по вопросам делопроизводства и архивного дела в Губкинском городском округе.
Специалисты архивного отдела при исполнении запросов охватывают широкий спектр сведений: от подтверждения трудового стажа, обучения, факта нахождения, размера заработной платы для начисления и перерасчета пенсий, до установления продолжительности отпуска и периода нетрудоспособности. За прошедший год работниками архива было исполнено 4900 запросов социально-правового характера.
В результате межведомственного электронного взаимодействия с управлением Пенсионного фонда РФ было подготовлено более 4 тысяч справок. Содержание запрашиваемой информации часто определяется нововведениями в законодательстве. Справки, подготавливаемые специалистами, работающими с документами постоянного хранения, помогают решать жизненно важные для граждан и организаций проблемы: подготовка к государственной регистрации недвижимости; подтверждение прав собственности на объекты, земельные паи и участки в приусадебных подворьях, садоводческих товариществах; подтверждение фактов награждения и фактов нахождения в фашистской оккупации и другие (исполнено 400 запросов).
Сегодня на учете в архивном отделе числится 104 фонда постоянного хранения около 19 тысяч дел. Рабочий день специалистов архивного отдела начинается и заканчивается, как правило, приемом граждан. Сотрудники архивного отдела успешно хранят и преумножают документальное богатство нашей территории.