В раннем детстве малыша окружают родители и другие близкие ему люди – родственники, друзья семьи. Но со временем ему приходится вливаться в детский коллектив и как‑то завязывать отношения со сверстниками. И именно в это время стоит задаться вопросом: а как научить своего ребенка общаться с другими детьми? Как помочь ему адаптироваться в детском коллективе? От решения этих вопросов зачастую зависит то, насколько легко в дальнейшем будут складываться его взаимоотношения, насколько продуктивными они будут.
Практика работы территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав показывает, что ребенок, который с большим трудом завязывает новые знакомства, не нуждается в дружеских отношениях и избегает открытого общения, зачастую не может защитить самого себя, склонен к конфликтному или агрессивному поведению по отношению к сверстникам. Им сложно демонстрировать свою активность, начинать разговор первыми, а также находится в длительных дружеских отношениях.
Необходимо учить своего ребенка знакомиться. Большой интерес у малышей вызывает домашний кукольный театр или простое общение с игрушками, надетыми на пальцы. Нужно показать, как можно познакомиться, представить себя, поздороваться и попрощаться.
Совсем необязательно для начального уровня общения находить именно сверстников, так как многие дети, наоборот, выбирают в собеседники старших или младших по возрасту детей. Стихи, сказки, мультфильмы о дружбе — это очень хорошие помощники в такой ситуации.
Если в гостях оказываются люди с маленькими детьми, то желательно не предоставлять их самим себе. Необходимо уделить больше времени их знакомству, проконтролировать и если нужно, то поддержать.
Если ребёнок не посещает детский сад, нужно найти такие игры, где внимание уделяется общению и совместному времяпрепровождению. И, наконец, если ребёнку нужен хороший товарищ, мама или папа также могут являться замечательными друзьями. Контакта со сверстниками, конечно, это не заменит, но и не будет бесполезным.