В соответствии с действующим законодательством на территории России принимаются меры по реформированию сферы обращения с отходами. В Белгородской области также реализуется комплекс мероприятий по переходу на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами: разработана и действует региональная программа «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории Белгородской области в 2018–2027 годах». Основная цель разработанных мероприятий – модернизация системы обращения с отходами благодаря приведению инфраструктуры в соответствие с современными природоохранными требованиями, а также обеспечение экологически безопасной среды для населения области. Об изменениях рассказывает заместитель начальника управления ЖКХ и систем жизнеобеспечения Владимир Толмачёв:
— Одним из основных направлений проводимой реформы является централизация управления в данной отрасли. В результате конкурсного отбора определен региональный оператор по обращению с ТКО на территории Белгородской области – ООО «Центр Экологической Безопасности». Начало деятельности регионального оператора установлено с 1 января 2019 года. С этого же времени на территории области начнёт действовать единая схема расчёта платы за услуги по обращению с ТКО. Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области будет установлен единый тариф на услуги по обращению с ТКО. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области уже установлены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов как для населения области, так и для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории области. Ожидается, что в процессе реализации новой системы по обращению с отходами потребители Белгородской области получат более качественные услуги.
В настоящее время на территории Губкинского городского округа реализуется проект «Создание современной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами», в рамках которого ООО «Флагман» ведёт строительство комплекса объектов по обращению с ТКО, включающего в себя полигон с инновационными технологиями и автоматизированный мусоросортировочный комплекс (АМСК), на котором будут отбираться различные фракции отходов, подлежащих вторичной переработке. Полигон введён в эксплуатацию в феврале 2018 года. В ближайшее время ожидается ввод в эксплуатацию АМСК.
Планируется, что по завершению региональной программы на территории области будет функционировать современная инфраструктура по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в составе: шесть новых полигонов по захоронению ТКО; 12 мусороперегрузочных станций; три автоматизированных мусоросортировочных комплексов; четыре мусоросортировочных комплекса. В Белгородской области ликвидируют 38 крупных свалок, не соответствующих экологическим и санитарным требованиям. В том числе в Губкинском районе будет закрыт и рекультивирован действующий полигон в балке Грачёв Лог, эксплуатируемый с 1962 года.
— Кто будет заключать договоры на предоставление услуги? Будут ли действовать ранее заключенные договоры?
— Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами» утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором. В связи с чем с 1 января 2019 года все договоры подлежат перезаключению.
Информация о необходимости перезаключения действующих договоров на договоры с региональным оператором размещена на официальном сайте администрации Губкинского городского округа в сети Интернет. Образцы договоров публичной оферты с региональным оператором ООО «Центр Экологической Безопасности» на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей опубликованы 12 июля 2018 года в «Муниципальном вестнике» – приложении к газете «Эфир Губкина».
— Какие будут приниматься меры к тем, кто не заключит договор или не будет оплачивать услугу?
— В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договоры с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Незаключение такого договора является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
— А если договоры приостановлены по решению суда, с признанием граждан неплатежеспособными. Граждане зарегистрированы, но долгое время не проживают. Будут ли с ними заключаться договоры?
— В соответствии с федеральным законодательством договоры должны быть заключены с учётом всех зарегистрированных в жилом помещении граждан. Будет ли региональный оператор в Белгородской области исключать какие‑либо категории граждан, пока неизвестно.
— Сохранятся ли существующие способы сбора ТКО?
— Система и способы сбора твёрдых коммунальных отходов в Белгородской области установлены Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами и Порядком сбора твёрдых коммунальных отходов, утверждённым Постановлением Правительства области от 21 ноября 2016 года № 400-пп. В настоящее время эта система является унитарной: сбор всех видов отходов в одну общую ёмкость и удаление к местам размещения (захоронения) отходов. В качестве ёмкостей используются контейнеры в мусороприёмных камерах многоквартирных домов повышенной этажности, контейнеры на контейнерных площадках, пакеты и приспособленные ёмкости при вывозе отходов мусоровозным транспортом непосредственно от населения частного сектора. С учётом необходимости реформирования сферы обращения с отходами в Порядок сбора твёрдых коммунальных отходов на территории Белгородской области постановлением Правительства области от 13 июня 2018 года № 219-пп внесены изменения, касающиеся раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов. При раздельном накоплении предполагается разделение ТКО потребителями по установленным видам (фракциям) для складирования каждого вида в отдельные контейнеры или передача их в пункты сбора вторичного сырья.
— Как будет регулироваться график вывоза ТКО? С какой регулярностью он будет осуществляться?
— Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами», предусматривает обязательное указание кратности вывоза ТКО. График вывоза ТКО определяет региональный оператор и оператор – транспортная компания.
— Каким образом будет производиться вывоз ТКО в сельских населённых пунктах, где нет дороги с твёрдым покрытием?
— Мусоровывозящая техника относится к крупногабаритному транспорту. В целях соблюдения требований безопасности её проезд возможен только по дорогам с твёрдым покрытием, оборудованным разворотными площадками.
— Каким образом будет осуществляться контроль за фактическим объёмом ТКО от каждого домовладения? Будут ли взвешивать ТКО, чтобы платить за мусор по справедливости?
— Контроль за фактическим объёмом ТКО будет осуществлять оператор (транспортная компания) ООО «Еврологистик». Взвешивание мусора производиться не будет, так как нормативы накопления ТКО установлены департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в объёмных единицах – м3 на человека в год.
— Будут ли оборудоваться и обустраиваться площадки для установки контейнеров?
— Федеральным законодательством на органы местного самоуправления с 1 января 2019 года возлагаются новые полномочия по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Так как это связано с многомиллионными затратами, которые должны лечь на местный бюджет, обустройство контейнерных площадок будет выполняться поэтапно.
— На сколько домовладений рассчитан один контейнер? Каким способом будет производиться расстановка контейнеров (от протяжённости улиц или количества проживающих на улице)?
— Количество установленных контейнеров как для многоквартирных домов, так и для частного сектора, рассчитывается исходя из численности населения, утверждённых нормативов накопления ТКО и кратности вывоза, которая будет определяться региональным оператором и обязательно указываться в договоре.
Протяжённость и заселённость улиц на сельской территории для установки дополнительных (сверхнормативных) контейнеров администрация Губкинского городского округа учитывала, когда организация сбора и вывоза ТКО относилась к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. Будет ли данный фактор учитываться региональным оператором, пока неизвестно.
— Сколько стоит индивидуальный контейнер?
— Стоимость индивидуальных контейнеров зависит, в основном, от их объёма, а также других особенностей (крышки, ручки, колесики).В частных домовладениях используют контейнеры на 120, 240 и 360 литров. Стоимость пластиковых контейнеров варьируется от 1900 до 5000 рублей.
— Возрастёт ли стоимость оказываемых услуг и на сколько?
— К сожалению, возрастёт. Это необходимая мера. В тарифе регионального оператора теперь должна быть заложена утверждённая на федеральном уровне плата за негативное воздействие на окружающую среду. Платить за это должны все, кто производит мусор, – и рядовые жители, и крупные предприятия. При этом полученные таким образом деньги пойдут на реализацию мероприятий региональной программы по обращению с отходами, на строительство новых современных объектов, о которых говорили выше (полигоны, МСК, АМСК, мусороперегрузочные станции). Необходимо будет обновлять парк специализированной техники и контейнеров. Основной смысл новой системы обращения с ТКО в том, чтобы сделать работу с мусором максимально цивилизованной и безвредной для природы и людей.
Размер платы за услугу регионального оператора будет определяться, исходя из тарифа, нормы накопления ТКО и количества граждан, проживающих в квартире или частном домовладении. О размере предстоящей платы говорить преждевременно, так как размер единого тарифа на услуги по обращению с ТКО пока неизвестен. Ожидаем, что он будет установлен Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области 20 декабря 2018 года.
— Можно ли как‑то экономить на оплате за ТКО? Будет ли осуществляться сбор вторичного сырья в сельской местности?
— Да, на оплате за обращение с отходами можно будет экономить. Снизить базовый платёж граждане смогут, придерживаясь принципов раздельного накопления ТКО и сдавая на переработку вторичное сырье: макулатуру, пластик, стекло, текстиль. В черте Губкина планируется дополнительно открыть два пункта приёма вторичного сырья.
Также на территории Белгородской области планируется организация работы 30 мобильных пунктов приёма вторсырья, которые будут по графику курсировать по сельским территориям. Пять мобильных пунктов планируется запустить в ближайшее время.
Кроме того, собственники индивидуальных жилых домов смогут снизить объем образующихся ТКО за счёт компостирования органических отходов и растительных остатков. Памятка по домашнему компостированию отходов и оборудованию компостных площадок, разработанная департаментом ЖКХ области, размещена в разделе «Актуальные вопросы» на официальном сайте администрации Губкинского городского округа с июня 2017 года.
Жители многоквартирных домов на общем собрании собственников жилья могут принимать решения об организации раздельного (дуального) сбора ТКО, разделяя пищевые и органические отходы от «сухих» отходов. Однако для этого необходимо единогласное согласие всех собственников жилья в доме.
— Что нужно для внесения изменений в оплату за ТКО от собственников, подтверждающее уменьшение площади домовладения?
— Для частных домовладений установлено два норматива накопления ТКО – до 100 м2 и свыше 100 м2. Подтвердить меньшую площадь домовладения для применения минимального норматива накопления можно копией технического паспорта. Площадь квартиры в многоквартирном доме для начисления оплаты за услугу по обращению с ТКО значения не имеет, так как для многоквартирных домов установлен единый норматив.
— Можно ли в сельских населённых пунктах установить оплату как городе?
— На территории Белгородской области будет действовать один региональный оператор, поэтому тариф будет одинаковым для всех потребителей, независимо от того, в городе или сельской местности, в частном домовладении или квартире многоквартирного дома они проживают.
После утверждения Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области тарифа для регионального оператора, начисление оплаты для всех категорий граждан будет производиться одинаково: единый тариф х норматив / 12 месяцев х количество человек.
Таким образом, размер платы будет зависеть от установленного норматива и числа зарегистрированных в жилом помещении.
— Получат ли льготы по оплате какие‑то категории граждан?
— Плата за услуги по обращению с ТКО начисляется жителям в полном объёме. Льготы по платежам за услуги ЖКХ автоматически никому не предоставляются. Гражданам, имеющим на них право в соответствии с федеральным или областным перечнем, необходимо заявить об этом в органах социальной политики или управляющих компаниях, обслуживающих многоквартирные дома.
— Некоторые жители освобождались от платы предприятием «ТБОсервис». Как при новой системе будут поступать в отношении таких жителей?
— ООО «ТБОсервис» освобождало от платы некоторые категории граждан (призванных в армию, студентов-очников, осужденных) в целях оказания социальной поддержки. Законодательно категории граждан, подлежащих освобождению от платы, не установлены.
— В разных источниках сейчас указывается разный тариф…
— Как я уже говорил, о размере предстоящей платы говорить преждевременно, так как размер единого тарифа на услуги по обращению с ТКО пока неизвестен. В настоящее время различные источники могут указывать только предполагаемый тариф. Ожидаем, что тариф для регионального оператора в сфере обращения с ТКО будет установлен Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области к 20 декабря 2018 года.
— Как будет осуществляться вывоз крупногабаритного мусора?
— Годовой норматив накопления ТКО включает в себя теперь и норматив накопления крупногабаритного мусора (КГМ). При превышении норматива на КГМ необходимо будет, как и раньше, заключать отдельный договор на разовый вывоз. Все эти нюансы должны отражаться при заключении договора с региональным оператором.