Новогодние гастроли государственного академического Мариинского театра (Санкт-Петербург) прошли в Белгородской области. Более двухсот лет назад, 12 июля 1783 года, Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого дня начинается история Мариинского театра, ставшего символом русской культуры и известного сегодня во всем мире. На гала-концерте в ЦКР «Форум» 13 декабря губкинцы увидели оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и легендарный балет «Кармен».
Мариинка предложила концертное исполнение одноактного оперного шедевра по поэме Пушкина. Никаких декораций и костюмов XVIII века, никакого грима, минимум реквизита. То же можно сказать и об аккомпанементе: вся опера исполнялась концертмейстером Ириной Соболевой на рояле, а не под оркестр, как в Петербурге. Сюжет оперы, наполненный философскими размышлениями о зависти, гениальности и таланте, смерти и вечной жизни, солисты Евгений Ахмедов и Юрий Власов передали с высокой эмоциональностью.
После антракта зрителей ждало настоящее балетное пиршество — «Кармен-сюита» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина в хореографии Альберта Алонсо. В балете нет слов, но мастерство танцоров театра настолько блистательно, что зрителям всё понятно. Цыганка Кармен (Анастасия Колегова) выходит из ворот табачной фабрики, на которой работает. Она направляет все свои чары красоты и обольщения на молодого солдата Хозе (Иван Оскорбин), и он страстно влюбляется в неё. После Кармен обвиняют в организации драки между работницами фабрики (Марина Пак, Саломея Фигейредо де Сантана, Светлана Русских), а Хозе поручают препроводить цыганку в тюрьму. Он не может совладать со своими чувствами и отпускает её.
Солдат покидает службу ради возлюбленной, но вскоре становится не интересен свободолюбивой Кармен, которая начинает заигрывать с любимчиком публики, блистательным Тореро (Евгений Иванченко). Видя это, Хозе сгорает от ревности, и когда его находит Коррихидор (Наиль Еникеев), чтобы обвинить, он в ярости прогоняет его. Наблюдая за случившимся и оценив поступок Хозе, Кармен готова вновь осчастливить его своей любовью. Но когда она видит Тореро, сражающегося на арене с соединёнными воедино образом быка и образом Рока (Александра Иосифиди), Кармен вновь не обращает внимание на Хозе, требующего вернуться к нему. Независимая цыганка отвергает солдата, чем вызывает его яростный гнев. Обезумевший от мысли, что любимая больше ему не принадлежит, Хозе в страстном порыве закалывает Кармен кинжалом.
«Мы показываем на этих гастролях спектакль, полностью аутентичный идущему на нашей сцене в Мариинке, — пояснила журналистам исполнительница роли Рока, заслуженная артистка России Александра Иосифиди. — Сюжет, в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе, решён в символическом плане, что усилено единством места и действия. Сцена смерти Кармен происходит на арене во время корриды, в то же самое время когда Тореро убивает быка-Рока. Это сложная партия. Её мне передала Майя Плисецкая, это большая связь с ней. Для жителей малых городов, это уникальная возможность увидеть такой балет».
Глава губкинской администрации Андрей Гаевой поблагодарил артистов:
«Большим подарком стало уникальное событие, организованное культурной платформой «АРТ-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова. Благодарим блистательную творческую группу за возможность прикоснуться к высокому уровню искусства».
К его словам присоединился директор по социальным вопросам Лебединского ГОКа Леонид Альяных, а зал разразился овациями. Губкинцы покидали зал под большим впечатлением, которым ещё долго делились в фойе.
Софья Посохова, координатор культурной платформы «АРТ-ОКНО, и. о. директора Губкинского Центра молодёжных инициатив:
«Всё, что привозит культурная платформа, имеет высокую степень событийности, помогает нашему мировоззрению, рассчитано на широкую аудиторию. Наши волонтёры прикладывают много усилий, чтобы все мероприятия прошли на высоком организационном уровне».