Закон о Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации начал действовать с 1 января 2023 года. Как сообщили в Губкинской городской прокуратуре, социальный фонд России создан при Правительстве РФ в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России позволит, в том числе централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами, а также обеспечить централизацию осуществления обеспечивающих функций в части госзакупок, бюджетного учёта и отчётности, кадрового учёта. Социальный фонд России будет осуществлять следующие функции: назначение и выплату пенсий по ОПС и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с российским законодательством; назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по ОСС, иных видов обеспечения; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта в системах ОПС и ОСС.
Также новое ведомство будет осуществлять организацию инвестирования средств пенсионных накоплений; актуарное оценивание финансового состояния систем ОПС и ОСС, долгосрочное прогнозирование их развития; предоставление государственных гарантий, мер соцзащиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи; организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц, а также иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Будут организованы единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети действующих сейчас Фондов и оптимизировано их количество и структура. Такие офисы смогут обеспечить личный приём граждан и страхователей для регистрации документов, представленных на бумажных носителях, и внесения сведений в информационные системы, консультирования и обучения граждан использованию электронных каналов для получения услуг.