Член Научного совета РВИО Юрий Никифоров дал ответ критикам, которые высказали негативное мнение о новом едином учебнике истории, не ознакомившись с ним. Никифоров также является частью авторского коллектива, приложившего руку к актуальному изданию.
«Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой концепции введения единого государственного учебника. Что касается претензий «по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать главные – идеологические – претензии», – отметил историк.
Юрий Александрович рассказал, что о недобросовестности критики свидетельствует её избирательность. Прежде всего, сосредоточение критических отзывов исключительно на содержании «Истории России» для 11 класса – 1945-2022, включая раздел об СВО, при полном игнорировании содержания и самого факта существования учебников по «Всеобщей истории» для 10-11 классов и по истории России для 10 класса (1914-1945).
«Между тем учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый Учебно-методический комплекс. Обе книги единого учебника дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения. Кроме того, полностью игнорируется наличие в учебнике методического аппарата, вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации, – а именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления», – прокомментировал эксперт.
По словам Никифорова, главная цель актуального издания – научить думать, анализировать, делать выводы. Историк подчеркнул, что ученик и учитель будут сами расставлять акценты «хорошо-плохо».
«Считать подобные претензии к содержанию учебника сколько-нибудь добросовестными нельзя. Учитывая, что они рассчитаны главным образом на некомпетентную аудиторию и излагаются в надрывно-эмоциональном ключе, их единственное назначение – служить инструментом психоэмоционального воздействия на граждан России, формирование негативного отношения к учебнику и – опосредованно – к образовательной политике Российского государства», – резюмировал эксперт.
Отметим, что в единый учебник истории попало имя белгородки, получившей медаль «За отвагу». Екатерина Иванова в самом начале специальной военной операции под перекрёстным огнём вынесла троих раненых с поля боя и закрыла собой тяжелораненого солдата, получив осколочное ранение.