Губкинские прокуроры разъяснили поводы и основания для возбуждения уголовного дела. По информации ведомства, в статье 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации закреплены поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
К поводам относятся: заявление о преступлении, которое может быть сделано в устной или письменной форме; явка с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, сделанное в устном или письменном виде; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, например, из средств массовой информации; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Не рассматривается в качестве повода для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Для констатации наличия основания к возбуждению уголовного дела не требуется достоверного знания о том, что событие преступления имело место.
Закон говорит не о факте преступления, а о его признаках. При этом не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение действующего законодательства.