Сотрудники Белгородского отделения Центрального Банка России напомнили жителям региона о самых популярных схемах мошенничества по телефону. Как сообщили в организации, Банк России проанализировал случаи совершения операций без согласия клиентов.
В прошлом году почти 62% таких операций в стране были связаны с применением методов социальной инженерии. Другими словами, мошенникам удалось убедить человека отдать свои деньги или секретные сведения добровольно в более чем в половине случаев.
Эксперты отмечают, что доля таких случаев снизилась, в том числе благодаря повышению киберграмотности населения. Однако общее число операций без согласия клиента увеличилось на 34% до 773 тыс. операций, а их объём вырос в полтора раза, по сравнению с 2019-м годом и составил 9,8 млрд рублей.
«В условиях пандемии мы все стали активнее в онлайне, чаще пользовались электронными средствами платежа. Основными каналами общения граждан как между собой, так и с финансовыми организациями стали телефон и интернет. Преступники воспользовались этим и активизировались», – отметил управляющий Отделением Белгород Банка России Андрей Беленко.
Изменилась и тактика злоумышленников. Мошенники предлагают потенциальной жертве перевести все свои средства «на защищённый счёт» или «спасти сбережения от закрытия счёта посторонними лицами». Эксперты Банка России предполагают, что такие сценарии будут и дальше развиваться.
«Чаще всего человеку звонят и выпытывают данные карт, коды из СМС- сообщений под предлогом остановки операции, которую якобы кто‑то совершает за него. Ещё один предлог выманить деньги – сообщение о ошибочном переводе. В этом случае мошенники взывают к порядочности жертвы. Следует помнить, что смс о поступлении денег может быть ложным. Любую информацию нужно проверять», – подчеркнул Беленко.
Нередко аферисты, представившись сотрудником банка, сообщают, что ваш личный кабинет в онлайн-банке скомпрометирован. Под предлогом безопасной смены пароля они требуют сообщить код из смс. Завладев им, злоумышленники получают полный доступ ко всем вашим счетам.
Отделение Белгород Банка России напоминает: если по телефону представляются сотрудником банка и говорят, что со средствами что‑то происходит без ведома, лучше прервать разговор. Необходимо набрать номер кредитной организации вручную и прояснить ситуацию с реальными сотрудниками банка. Номер горячей линии обычно указан на обороте платёжной карты.