Уходят из жизни ветераны, труженицы тыла, строительницы железной дороги «Старый Оскол – Ржава», а вместе с ними и страницы истории жестокого военного прошлого. Но те, кому сейчас уже за 90, хранят нелёгкие воспоминания о страшных событиях минувших лет. Нам, потомкам, очень важно их сохранить, чтобы знать, чтить, беречь и помнить величайшее мужество народа.
За свою долгую жизнь, а ей исполнилось 96 лет, наша героиня Мария Александровна Чуева из х. Муравка Чуевской территории много повидала и пережила. На её долю, как и на многих других женщин её поколения, выпало много испытаний и трудностей, но было немало и радостных, приятных моментов. Несмотря на возраст, она хорошо себя чувствует, помнит всё до мелочей, вот только зрение подвело. Но картины из прошлого, словно живые портреты перед её глазами.
Когда началась война, ей было 15 лет. Рассказывая о тех страшных днях, на её глазах появляются слёзы. Тяжело даются воспоминания, ведь с фронта не вернулся отец, много земляков, родственников полегло на полях сражений.
«Мы жили в Визавом Прохоровского района. Отец был бригадиром тракторной бригады, мать тоже трудилась в колхозе. В семье трое детей. Я – старшая. Когда объявили о начале войны, кругом все плакали. Глядя на встревоженные лица родителей, понимали, что произошло что‑то очень страшное», – рассказывает наша героиня.
В это день у всех жителей страны окончилась счастливая жизнь. На плечи матерей, подростков и детей легли тяжёлые военно-трудовые будни.
«Отцу почти сразу принесли повестку на фронт. Помню его проводы как сейчас. Мама всю ночь не спала, глаза постоянно мокрые от слёз. Отец, обнимая нас, давал наставления, чтобы помощниками были, слушались. Больше мы его не видели. В 43-м пришла похоронка. Нужно было маме помогать. Нас трое, хозяйство, работа тяжёлая в колхозе, кто её пожалеет, как не дети. Трудно было. Вот и пошла в колхоз. Сквозь мои руки вся война прошла», – говорит Мария Александровна.
На долю Чуевой выпало и строительство дороги «Старый Оскол – Ржава».
«Сначала хотели на работы маму забрать. А это ведь не рядом с селом, а в отдалении. Вот и подумала: отца забрали на войну, если его убьют, а ещё и маму убьют в окопах, то кому мы, сироты, нужны будем? Пошла в сельсовет и говорю: «Знаете что, вы назначайте меня вместо мамы. Она с двумя младшими детками пусть сидит, а я буду работать. Пусть я ещё несовершеннолетняя, но буду выполнять нормы», – вспоминает Мария Александровна.
Каждый день рано утром ходили на работу. Было не очень далеко – три километра, а вечером затемно возвращались домой.
«Дотемна работали на стройке, потом домой. Там ели, что было, и падали спать. А утром снова пешком на работу. Лопатами землю кидали, делали насыпь, таскали шпалы, рельсы, распределяли их по уровню, чтобы ровно шла дорога. Всякое в это время было: один раз налетел самолёт. Мы сначала не поняли, что не наш. Слышим крик: «Немцы!». Мы попадали и лежим. Во время бомбёжки были и убитые, а нам велено было через речку в другую деревню идти. Есть было нечего: сначала колхоз помогал, потом, что из дома возьмёшь. А брать то что? Но все старались, работали на совесть, всем миром приближали Победу», – говорит Чуева.
Да, долго ждали Победу, и досталась она тяжёлой ценой. По словам нашей героини, когда пришло сообщение, что мы победили, все были счастливы. Кто‑то радовался и смеялся, а многие просто плакали…
Начались мирные будни, но первое время было не легче, кругом разорение. Мария Александровна продолжала работать в колхозе.
«Замуж вышла я по тем меркам поздно в 33 года. Сватались ко мне ребята, но всё как‑то не то, не хотелось маму бросать. А вот мужу своему отказать не смогла. Он родом был с Муравки. Отец с матерью его померли, он – старший, на него легла вся забота о младших. Год жили в сарае, потому что их дом завалился, потом построили свой дом. 59 лет жили душа в душу. Работали, растили троих детей: дочь и двух сыновей», – делится Чуева.
Сегодня у Марии Александровны четверо внуков и пять правнуков.
«Всякое в жизни бывало – и горести, и радости. Жили дружно, много работали, но находили время и на отдых – пели, танцевали. Шили, вязали, пряли. Всё умели делать сами. И приданое себе тоже раньше сами готовили, наволочки вышьешь, так душа радуется, стежочек к стежку. Дети подросли – стали помогать. Помню, попросила соседку корову встретить пока на работе. Прихожу, а она говорит: «Не пришлось мне помогать, твоя хозяйка всё уж сделала». Не пойму о ком говорит, а это дочь сама и встретила кормилицу, и подоила, и покормила», – рассказывает наша героиня.
Несколько лет назад не стало мужа. И теперь Мария Александровна живёт с дочерью, которая о ней заботится.
«Всё сегодня хорошо. И мирное небо над головой, и еды вдоволь, жаль здоровье подводит. Но вот военные голодные годы не забуду никогда», – со слезами в голосе заключает Мария Александровна.
В тылу был свой фронт, трудный, мучительный. Люди работали на износ, выполняя и перевыполняя указанные нормы. Война диктовала свои условия. Людям приходилось думать не только о себе и о своих семьях, но и заботиться о тех, кто сражался, проливая кровь, ценой своей жизни ковал Победу. Спасибо вам и низкий поклон от потомков.