— Гриша, Гриша! — наперебой кричат взрослые и дети, пока мы идём по участку. На нас без страха смотрит дикая коза. Тонкая мордочка с тёмными, похожими на забавные усы полосками и стоячими ушками. Огромные внимательные глаза. Только осанка — не косулья: вместо задних ног у Гриши только их половинки.
Возле большого ухоженного дома, расположенного на границе Губкина и села Аверино, нас встречает вся большая семья. Старшие Елисеевы трудятся на Лебединском ГОКе: Александр — водитель БелАЗа, Марина — оператор пульта управления на обогатительной фабрике. Их сын Дима учится в медколледже, Лера и Артём — в Аверинской школе. Косулёнок появился в семье летом, и получилось первое знакомство животного с людьми невесёлым.
В конце июня, под вечер, Александр Елисеев заметил на свежескошенном поле у села Никаноровка странный бурый комочек. Подъехав, увидел лежащего детёныша косули. Малыш жалобно пищал от боли и ужаса: проехавший комбайн перерезал ему жаткой задние ноги.
«Сразу позвонил жене. Сказал: «Готовь перекись, зелёнку и бинты!». Была только одна мысль: надо его спасти», - рассказал Александр
Дома Елисеевы сделали косулёнку перевязку, а утром отвезли в ветеринарную клинику. Осмотр показал, что одну ногу бедолаге отрезало по коленный сустав, а кость другой, оставшейся длиннее, была раздроблена. Чтобы животное могло хоть как-то передвигаться, ветеринары клиники укоротили до сустава и вторую ногу. Когда операция закончилась, и детёныш пришёл в себя, Марина и Александр уже знали: это ещё один их ребёнок. И забрали домой.
«Конечно, сначала позвонили в охотнадзор, чтобы всё было по закону, — говорит Александр. — Приехали инспекторы. Убедились, что в дикой природе малыш погибнет. Разрешили оставить у себя».
Первые дни Елисеевы буквально не отходили от детёныша. Марина, которая хотела в детстве стать ветеринаром, практически им стала: давала косулёнку обезболивающее, дважды в день перевязывала и обрабатывала антисептиками места ампутации. Маленький пациент категорически не хотел сидеть на месте. Приходилось делать ему чулки, чтобы было легче ходить. Глава семьи ездил за козьим молоком (три месяца выпаивали найдёныша из бутылочки), старший Дима — в аптеку за медикаментами. А Лера и Артём, как могли, старались избавить питомца от боли и страха.
Утешали и жалели, как человеческого ребёнка, когда ему становилось совсем плохо. Имя косулёнку дал Артём.
— А почему Гриша?
«Специально не выбирал. Само получилось, — говорит второклассник. — Гриша, Гришаня, Гришунчик — просто подходит ему»
На том и порешили. А главной любимицей малыша стала шестиклассница Лера. Когда подопечный только начинал ходить, выгуливала его по улице на поводке — на зависть всем окрестным девчонкам. Теперь, когда Лера появляется во дворе, Гриша от неё ни на шаг.
«Как привязанный», - шутит мама.
Когда Гришу готовили к переселению во двор, Елисеевы немного волновались: как встретят новосёла его постоянные обитатели? Ведь дикий козлёнок не щенок: для него всё непривычно и страшно. Напрасно переживали: домашние питомцы показали удивительные такт и понимание, которое и у людей не всегда встретишь.
Сразу и бесповоротно признал косулёнка Алтай — помесь лабрадора и кавказской овчарки. И Гриша доверился огромному псу, способному разом оглоблю перекусить. Завязалась нежная дружба.
«Бывает, лежат рядом и вылизывают друг друга», — рассказал Александр.
Приглянулся козлёнок и кошке Туче. Она тоже найдёныш: Дима подобрал беспризорного котёнка, возвращаясь домой из колледжа. Выросла боевой и независимой, облазила, охотясь за воробьями, все деревья в округе. Но Гришу не обижает — наоборот, даже спят вместе.
Ходит Гриша медленно и осторожно, опираясь, в основном, на передние копытца. За полгода косулёнок неплохо обжился по новому адресу. Дни проводит, гуляя по просторному участку. Уже успел подъесть нижние веточки на сливах.
«Осенью клубнику прореживать не пришлось, — улыбается Марина. — Гришка прошёлся поверху, подстриг усы и молодые листочки».
Есть у Гриши и своё маленькое пастбище: часть огорода Александр засеял овсом, и осенью постоялец уже лакомился сочными зелёными побегами. Летом лопал листья одуванчика. Не отказывается от ячменя. Как и все травоядные, неравнодушен к соли-лизунцу. На зиму хозяин уже купил ему сена и соломы.
Пока было тепло, редкое хозяйственное дело во дворе не обходилось без Гриши: подойдёт, посмотрит, изучит. Когда выросла картошка, демонстрировал чудеса маскировки: спрячется в высокой ботве так, что не найдёшь. С наступлением зимы резко полинял, буквально за неделю переодевшись в плотный меховой подшёрсток. Поев, устраивается в самостоятельно вытоптанной ямке-лёжке. В природе за родичами Гриши никто не ухаживает, и он сам может переносить низкие температуры. Но когда становится совсем холодно, Гришу переносят в тёплый сарай на соломенную подстилку. Здесь он и ночует.
За полгода Гриша успел стать местной знаменитостью. О нём писали в соцсетях. Приезжали с телевидения. Приходили «экскурсанты» из числа соседей и знакомых: многим ребятишкам хочется посмотреть на настоящую косулю.
Некоторые советовали Елисеевым отдать зверя в зоопарк. Марина ответила категорическим отказом: «Он нам как родной уже!».
Всё верно: в своём доме заботы и внимания Грише всё равно достанется больше. И кто знает, что бы он почувствовал при встрече со здоровыми родичами, за которыми никогда не сможет угнаться…
Сейчас Грише уже восемь месяцев. На ставших поневоле копытами суставах у него начали формироваться жёсткие подушки, похожие на заячьи лапы. Возможно, со временем они отвердеют, и ходить маленькому оленю станет проще. А недавно Елисеевы заметили, что на его козьей голове появились крохотные бугорки — начали пробиваться рожки.
«Я читала, что к весне они вылезут, потом он их сбросит, — делится Марина. — А осенью уже вырастут постоянные рога, с тремя отростками. Будет настоящий мужчина!».
Александр показывает: вот здесь будет высокий и просторный навес с кормушкой и настилом — настоящая косулья квартира. Так что Гришина жизнь — в заботливых и добрых руках — только начинается. Пусть она будет долгой.