Премьера спектакля «Анджело. Игра в бесконечность», поставленного в рамках федерального проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия» прошла в Губкинском театре для детей и молодёжи. Спектакль метафоричен и полон аллегорий.
Во главу угла своей авторской работы главный режиссёр театра Ирина Суханова поставила распространённое в православии убеждение о том, что если бы люди жили по законам божьим, то никакие другие законы им бы не потребовались. Сверхзадача, которую определила для себя Ирина Суханова, – показать в спектакле извечный конфликт между милосердием и справедливостью. Времена меняются, а неразрешимое противоречие остаётся.
Скомпилировав поэму Александра Пушкина «Анджело» и пьесу Уильяма Шекспира «Мера за меру», автор спектакля словно пригласила великих классиков к поединку на шахматной доске. Ведь, как известно, и тот, и другой любили играть в шахматы. Причём Шекспир всегда предпочитал чёрные.
«Место действия спектакля мы вынесли за рамки времени и пространства, чтобы зрители понимали – всё происходящее на сцене относится к каждому и происходит здесь и сейчас, как происходило и много веков назад, и будет продолжаться всегда, пока существует человечество. Наша задача, чтобы люди в персонажах классического произведения узнали себя. На первом месте – простые человеческие слабости, болевые точки, душевные метания и непростые жизненные коллизии»,- рассказала Ирина Суханова.
Вообразите некое абстрактное пространство, не имеющее определённых координат и не ограниченное временными рамками в их привычном понимании. Именно здесь великим литераторам и их персонажам предстоит продолжить гипотетическую шахматную партию, начатую в земной жизни.
«Почему шахматная игра? Я вижу в ней символ борьбы, о которой и хочу рассказать. Мы осознаём, что в мире есть чёрное и белое, но забываем о том, что это есть в каждом из нас. Внутри человека происходит непрерывная борьба. У каждого из нас своя роль на шахматной доске мироздания и у каждого своя функция. Все мы части большой игры. Только одержав победу в своей личной партии, человек переходит на другой уровень. Если партия каждого будет разыграна правильно, поменяется мир», - отметила главный режиссёр Губкинского театра для детей и молодёжи.
В пьесе Шекспира смешались и переплелись фарс и трагедия, гротеск и философия, высокая поэзия и площадной язык. Поэма Пушкина, отдельные короткие эпизоды и диалоги которой, представляющие собой превосходный перевод соответствующих мест пьесы Шекспира, точно воспроизводят стиль и атмосферу эпохи. При этом в произведениях заложено много смыслов, в том числе и отсылающих нас к библейским притчам. Если изложить кратко, – пройти испытание властью с честью и достоинством способен далеко не каждый. Но, кто без греха, пусть первый бросит камень.
«Анджело со своей принципиальностью и категоричностью уже в каком-то смысле перестал быть человеком, стал некой функцией закона. Но он не лицемер. Просто Анджело не осознаёт, что грешен сам до тех пор, пока не появляется некто намного более чистый духовно, и в этом свете его привычные устои, основанные на глубоком убеждении своей правоты и почитании буквы закона, рассыпаются в прах. При внешней силе и власти, этот человек духовно слаб, и мы не осуждаем Анджело. Ведь человеческой натуре свойственно до последнего оправдывать свои заблуждения и не признавать грехи. Однако иногда случаются ситуации, способные разрушить незыблемые догматы до основания. И мы не знаем, как поведём себя в определённых обстоятельствах до тех пор, пока не окажемся внутри них», - отметила Ирина Суханова.
В данных произведениях великих классиков мировой литературы, каждый из которых по праву считается культурным кодом своей нации, мы словно видим противопоставление двух судов – человеческого и государственного.
«Анджело – человек, наделённый властью, дающей ему право распоряжаться жизнью других людей. Но ведь и каждый из нас обладает определённой властью. От каждого зависит кто-то или что-то. И все мы стоим перед дилеммой, как нам этой властью воспользоваться. Всем нам приходится делать свой нравственный выбор», - рассказала режиссёр спектакля.
Ирина Суханова через символы и аллегории проводит зрителя в глубины человеческого нутра. Показывая постоянную внутреннюю борьбу, которая зачастую не видна снаружи, а лишь подразумевается, она обнажает тонкую грань между высокой духовностью и самыми низменными человеческими инстинктами.
Чёрное и белое… Эти цвета плавно перетекают с шахматной доски в окружающее пространство, находя отражение в элементах костюмов персонажей, словно намекая на то, что здесь, в нашем реальном мире, нет безгрешных. И природа человека предстаёт перед нами во всей свой сути, с которой так сложно совладать.
Классический сюжет, разыгранный на сцене, – слепок нашего общества, где все люди друг для друга – беспристрастные зеркала, отражающие собственные слабости и пороки. Возможна ли победа в сражении с ними? Вопрос риторический.
Композитор Наталья Арситова написала к спектаклю великолепную атмосферную музыку, филигранно вошедшую в резонанс с культовой композицией «Крылья» Вячеслава Бутусова, которая в постановке звучит, конечно же, неслучайно. Самое важное для нас, пока живём, – успеть отрастить большие сильные крылья, чтобы у последней черты, делая шаг за грань бесконечности, взлететь ввысь, а не рухнуть камнем в бездну.