Архивы - это уникальные хранилища сведений о прошлом нашей страны и наших предков. Прошлое хранится не только в памяти и традициях народа, но и в документах, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия. Архивная служба ведет свой отсчёт с 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года.
В этот день Петром Великим был подписан первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав». Он определил основы организации государственного управления в стране, ввел во всех государственных органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». После октябрьской революции 1917 года архивная служба страны получила свое развитие в новых социально-политических условиях.
1 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Этим документом в нашей стране впервые публично были узаконены принципы и технологии организации архивного дела, заложены основы упорядочения архивного фонда страны, а также фактически подтверждена необходимость существования центрального органа управления архивным строительством. Все архивы правительственных учреждений были ликвидированы, как ведомственные учреждения и хранящиеся в них дела и документы образовали единый Государственный архивный фонд. И сейчас он является одним из основополагающих документов в организации архивного дела.
Ежегодно объём документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивных учреждениях системы Росархива, увеличивается в среднем на 2,6 млн единиц хранения. С первых дней создания и до настоящего времени деятельность работников архивной службы направлена на обеспечение сохранности документов.
А главное в работе архива это люди, которые посвятили свою жизнь решению важнейшей задачи – хранению, обработке, научному использованию документов, комплектованию фондов, исполнению запросов граждан и юридических лиц. Первой заведующей городским архивом была назначена Полина Жиленкова, которая отдала архиву более 20 лет плодотворного и добросовестного труда. С 14 июня 1985 года заведующей архивом назначена Вера Вайнер, в период её работы значительно увеличился приём документов постоянного хранения.
С 29 марта 2001 года начальником архивного отдела назначена Галина Каныгина, которая проделала огромную работу по сохранению документов по личному составу ликвидированных предприятий, являющихся основанием для обеспечения пенсионных прав граждан. С 2019 года архивный отдел возглавляет Марина Курчина.
Сегодня в коллективе трудятся шесть специалистов - Елена Алехина, Татьяна Григоренкова, Галина Гурина, Светлана Зиборова, Наталья Переверзева и Наталья Харитонова. Коллектив дружный и работоспособный. Все сотрудники-профессионалы своего дела. Специалисты архивного отдела стараются строить свою работу по принципу этического кодекса архивистов, который гласит: «Архивисты должны защищать целостность архивных материалов и гарантировать их сохранность таким образом, что они будут продолжать оставаться достоверным свидетельством прошлого».
Работы всегда было много, а служить делу мы стараемся честно и с полной отдачей. Работа архивиста действительно кропотливая, требует усидчивости, внимательности. Но без труда не будет и нужного результата. В настоящее время в архивном отделе администрации Губкинского городского округа находятся на хранении свыше 62 тысяч дел документов с 1943 по 2022 годы, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое или культурное значение.
Помимо формирования государственного Архивного фонда Губкинский муниципальный архив принимает на хранение документы по личному составу от организаций и предприятий банкротов и ликвидированных без самопреемства. На сегодняшний день принято более 34 тыс. дел от 268 предприятий.
На основе документов, хранящихся в муниципальном архиве, специалисты предоставляют населению муниципальную услугу: «Информационное обеспечение физических и юридических лиц на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов». Специалисты архивного отдела при исполнении запросов охватывают широкий спектр сведений: от подтверждения трудового стажа, обучения, факта нахождения, размера заработной платы для начисления и перерасчёта пенсий, до установления продолжительности отпуска и периода нетрудоспособности.
За прошедший год работниками архива было исполнено 5 200 запросов социально-правового характера. В результате межведомственного электронного взаимодействия с управлением Пенсионного фонда РФ было подготовлено более 6 тысяч справок. Содержание запрашиваемой информации часто определяется нововведениями в законодательстве.
Справки, подготавливаемые специалистами, работающими с документами постоянного хранения, помогают решать жизненно важные для граждан и организаций проблемы: подготовка к государственной регистрации недвижимости; подтверждение прав собственности на объекты, земельные паи и участки в приусадебных подворьях, садоводческих товариществах; подтверждение фактов награждения и фактов нахождения в фашистской оккупации и другие. Сегодня на учёте в архивном отделе числится 104 фонда постоянного хранения более 28 тыс. дел.
Сотрудники архивного отдела успешно хранят и приумножают документальное богатство нашей территории. В последнее время перед архивами поставлены новые задачи, прежде всего по внедрению современных информационных технологий. Одним из примеров внедрения информационных технологий в архивном отделе является деятельность по оцифровке документов. Данные мероприятия проводятся сотрудниками с 2018 года.
Специалисты архивного отдела занимаются не только исполнением запросов социально-правового характера, но и организовывают и подготавливают историко-документальные выставки к юбилейным датам, 9 мая и Дню города, проводят тематические уроки и ознакомительные экскурсии со студентами высших и средне-специальных учебных заведений, в рамках Дня местного самоуправления администрации Губкинского городского округа, находящихся на хранении в архиве. Проводят семинары, консультации по вопросам организации и методики работы архивов учреждений и организаций, экспертных комиссий и организации документов в делопроизводстве. Активно участвуют в реализации проектов, относящихся к компетенции отдела, а также принимают участие в областных проектах.
Время утекает незаметно, как вода сквозь песок, и, как правило, редко кто задумывается, что судьба каждого из нас - это песчинка в истории посёлка, района, края, страны, целой цивилизации, а сохранить эту историю помогают документы. Ведь архив сегодня – это не только след вчерашнего дня, принадлежащего нашим предшественникам, это мы сами в завтрашнем дне.