Годы идут, и мы читаем на камне имена с чувством скорби, гордости, с желанием через найденную в земле гильзу понять героев, почтить их мужество и доброту, любовь к Родине и ненависть к её врагам. Память о них учит мужеству.
12 июля 1943 года вблизи Прохоровки произошло небывалое танковое сражение. Отважно сражались советские воины на Курской дуге, отстаивая каждый метр своей родной земли. Среди них был и наш земляк Михаил Петрович Толмачев. Он попал на фронт совсем молодым. Когда голосом Левитана война ворвалась в каждый дом, Михаил Петрович проходил действительную службу в рядах Советской Армии и к встрече с лютым врагом был отлично подготовлен. Вражеские войска встретил со своими однополчанами в первый же день войны за Южным Бугом в Жмеринке
По его воспоминаниям, схватка оказалась неравной, отступали с боями, попали в окружение, уходили за Днепр. Под Харьковом немцев остановили, но не удержали. С болью в сердце оставляли города и сёла.
Война докатилась и до родного края. К этому времени Михаил Петрович был артиллеристом. Его «сорокопятка» всё время находилась с пехотой на передовых позициях. Но с немецкой бронёй таким орудием сражаться было трудно. Другое дело, когда их вооружили 76-миллиметровыми пушками.
Особенно проявил себя со своим расчётом командир орудия, гвардии старший сержант Толмачев, на Прохоровском поле. Эти бои Михаилу Петровичу запомнились на всю жизнь.
Короткая июльская ночь. Ещё не прошла усталость от подготовки укрытий как на востоке занялась заря. Командир батареи дал сигнал поднимать бойцов. Утренняя тишина внезапно нарушилась грохотом немецких самолётов. Началась бомбёжка. Вражеские танки двинулись на Прохоровку. Батарее было приказано стоять насмерть. Михаил Петрович вспоминал, как он готов был сражаться до последней капли крови, потому что защищал от врага свою малую родину.
В пожелтевшей за семьдесят лет фронтовой газете, которая бережно хранится в школьном музее, так описан тот бой: «Немцы пытались оттеснить наше подразделение, закрепившееся на шоссе, бросили в контратаку три средних танка и два бронетранспортёра с автоматчиками. Орудие гвардии старшего сержанта М. Толмачёва стояло на обочине шоссе. Танки шли прямо на него. Наводчик Ф. Зенин решил ближе подпустить танки, чтобы бить их наверняка. И вот уже 300 метров отделяют танки от орудия. Первым снарядом Зенин разорвал гусеницу головной машины. Танк неуклюже развернулся на месте и подставил артиллеристам свой бок. Вторым снарядом Зенин поджёг его. Остальные танки попятились назад, а бронетранспортёры ушли в лощину. Так победили славные артиллеристы». За этот бой Михаил Петрович получил медаль «За отвагу».
Не забыть ему было форсирование Днепра, освобождение Киева: «Как сейчас перед глазами то туманное утро. Перед нами Днепр шириной 500-600 метров. Мы стояли на песчаном берегу, а противоположный, где закрепились немцы, был высок и обрывист, и нам предстояло его брать. Любоваться рекой не довелось. Все готовились к переправе через нее. А когда переправились, на высоком берегу разгорелся кровопролитный бой за плацдарм. Для укрепления плацдарма переправлялась и артиллерия. Перед переправой командир сказал нам: «Храни вас решимость и отвага». Эти слова потом мы повторяли много раз, когда отбивали танковые атаки немцев, которыми они старались сбросить нас в Днепр».
И тут орудийный расчёт Михаила Петровича уничтожил не одну броневую машину. За мужество и смелость, проявленные при форсировании Днепра, старшего сержанта Толмачева командование наградило орденом Красной Звезды. С такой же отвагой и решимостью орудийный расчёт под командованием нашего земляка сражался в Карпатах. В горах артиллеристы проявили находчивость и смекалку, чтобы наверняка уничтожить врага, выбивая его из пещер и высот. Тогда у старшего сержанта Толмачева на гимнастерке появилась ещё одна награда – орден Отечественной войны II степени.
До конца войны орудие Михаила Петровича громило танки врага, уничтожало противника. В боях за Берлин орудийный расчёт под его командованием тоже отличился. За это земляк получил орден Славы III степени. Закончилась Великая Отечественная война, но Михаил Петрович демобилизовался только в 1946 году. Вернулся домой в родное село Мелавое. Работал в своём колхозе «Память Ильича».
Сегодня нам остаётся лишь изучать историю по музейным материалам. Наш долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас советских людей от рабства. Мы у них в вечном долгу.