Учителя, как и все люди – совершенно разные. Спокойные и не совсем, доброжелательные и строгие, требовательные и снисходительные. Педагог, о котором мы расскажем сегодня, не просто работает учителем, а вкладывает всю свою душу в работу с детьми на протяжении пятидесяти лет. Иван Николаевич Чуев из села Чуево – тот учитель, про которого можно сказать: «Педагог с большой буквы!».
Для многих своих учеников он был и остаётся не только преподавателем химии, но и учителем по жизни, опытным наставником и хорошим другом. Его педагогическая деятельность – это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства. Иван Николаевич – учитель, горячо влюблённый в своё дело. Наверное, именно в этом он смог найти секрет молодости души и сил в преподавании. Он награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки. С Иваном Николаевич мы встретились в школе, с которой у него связана вся жизнь.
«Родился я в Чуево. Отец был трактористом, мама – свекловичницей. Жили, прямо скажем, не богато. В семье было семеро детей. Всегда любил химию, биологию, физику, потому твёрдо решил, что стану учителем химии, после десятого класса буду поступать на биолого-химический факультет. Но так уж случилось, что у нас практически год не было учителя химии. Это меня не остановило, поехал в пединститут в Белгород, взял программу для абитуриентов и начал основательно готовиться к экзаменам», – рассказал Чуев.
Молодой парень понимал, что финансов на подготовительные курсы у него нет, поэтому только своим трудом, усердием, упорством, он может восполнить пробелы в знаниях, чтобы успешно сдать вступительные экзамены. На каждый вопрос письменно писал ответ в заведённую тетрадь, развивая таким образом ещё и зрительную память. Конкурс был в тот год немаленький: шесть человек на место.
«Первый экзамен – химия. Утром выезжал из дома и попадал в Белгород на экзамен практически к завершению. Ответы на вопросы билета знал, задачу решил, но в последний момент понял, что не учёл плотность, начал переделывать, а преподаватель решил, что я списал, потому поставили оценку «хорошо». Второй экзамен – физика. Первый вопрос знал назубок, задачу решил, а вот второй вопрос не знал. Потому решил всю душу вложить в первый: рассказывал подробно, выразительно, блестяще. Думаю, ну, вот и всё. Начинаю второй и тут заветные слова экзаменатора: «Достаточно, видим, вы владеете темой». Следующее – собеседование, которое тоже прошёл успешно, даже фото было в институтской газете. Время идёт, а вызова всё нет. На улице конец августа, поехал в институт. Подхожу, читаю приказ и не верю своим глазам. Моя фамилия под номером 47 Так сбылась моя мечта – стал студентом», – продолжил Иван Николаевич.
Педагогическая деятельность молодого педагога началась в стенах родной школы 1 сентября 1971 года. Здесь его с нетерпением ждали. Годом ранее, на педагогической практике, он продемонстрировал блестящие знания предмета и методики преподавания.
«На практике целую четверть вёл химию. А однажды приехала методист с института. Посетила два моих урока в 10 и 8 классе, затем пригласила завуча, и дала очень высокую оценку моей работе, сравнив меня с одним из лучших педагогов области – Василием Ивановичем Середой. Поставила мне пятёрки. Выше похвалы и быть не могло», – вспомнил Чуев.
Молодому педагогу доверили и классное руководство. И первое, с чего он начал, это познакомился с будущими учениками и родителями и не в школе, а дома.
«Взял список класса, велосипед и поехал. Ученики были с Муравки, Писарёвки, Новосёловки. Объехал каждое домовладение, познакомился с родителями и детьми в неформальной обстановке», – рассказал Иван Николаевич.
Через несколько лет его назначили заместителем директора по воспитательной работе, позже возглавлял учреждение, потом был завучем по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом, просто учителем. За годы работы он познал все секреты успешного преподавания. На его уроках ученики не скучают. Его уважает, ценит и любит не одно поколение выпускников – и их у учителя немало, и он ими искренне гордится. Есть среди них и медики, и агрономы, и зоотехники, и педагоги, для которых химия была профилирующим предметом.
Чуев - учитель, который совмещает в себе качества строгого наставника и мудрого помощника. Его доброе сердце способно любить всех и одновременно каждого ученика в отдельности.
До сих пор его каждый урок как маленький спектакль, где зрительный зал всегда полон. Его голос, интонация, манера говорить – настоящий дар. Сложные задания на уроках как по волшебству превращаются в самые понятные темы, это и понятно, ведь Чуев занимается любимым делом.
«Без любви к детям нет учителя, без глубоких знаний – нет специалиста. Это моё твёрдое убеждение. Школа должна формировать всесторонне развитую личность. Это очень сложно, ведь необходимо воспитать внутреннюю потребность в знаниях и у будущего учёного, и у будущего механизатора», – заключил учитель.