О войне с фашисткой Германией население узнало в полдень 22 июня 1941-го. В тот же день в Казацкостепском клубе состоялся митинг. С 23 июня Курская область на военном положении. Объявлена всеобщая мобилизация. Из Казацкой Степи было призваны в армию 50 человек, 25 из них погибло.
Число работающих мужчин уменьшилось значительно, их заменили жёны, сёстры, младшие братья, подростки. Шофёров мобилизовывали вместе с машинами.
В совхозе «Казацкая Степь» начали эвакуировать лучшую сельхозтехнику, скот, убранный урожай на восток, за Дон, в колхоз «Петровский». Этим занимался директор Рудаманов, организуя всё и сопровождая к месту назначения. Семья Рудомановых осталась в посёлке.
В августе 1941 года недалеко от посёлка Казацкая Степь в лес Калашников упал четырёхмоторный самолёт дальней ночной бомбардировочной авиации. Как потом стало известно, он вылетел на боевое задание с одного из тамбовских аэродромов. Из девяти членов экипажа трое погибли. Их парашюты, из-за малого расстояния до земли, не смогли раскрыться. Группа рабочих и подростков искали в лесу упавший самолёт и лётчиков. Уцелевшие пилоты и их погибшие товарищи, благодаря стараниям дирекции совхоза, были доставлены в Старый Оскол, откуда военными властями отправлены в район базирования.
В апреле 1942 года начали оборонительные работы в Старооскольском районе. Между селом Лукьяновка и посёлком Казацкая Степь, используя местный ландшафт, был вырыт противотанковый ров, охранявший подступ к Курскому шляху (дороге, идущей через хутор Красный на Старый Оскол). С 3 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года территория нашего района находилась в зоне оккупации. Пришли немцы в Казацкую Степь, советская власть была ликвидирована.
Создали комендатуру, назначили и полицая Степана Скоробогатова. В посёлке был организован сборный пункт, куда собрали не успевших выйти из окружения советских солдат, скрывавшихся по небольшим лесам в округе.
Размещался он в столовой совхоза, ограждённой высоким забором из колючей проволоки. После прихода основных немецких военных сил в посёлок прибыл новый хозяин в чине капитана, господин Отто (так его велено было называть).
Имущество совхоза было объявлено собственностью германского государства. Отто ввёл новый порядок, по которому он объявил себя владельцем земельных угодий, а все жители посёлка обязаны были на него трудиться. На работу выходили строем под конвоем полицаев, начало и окончание ознаменовано было специальным звуковым сигналом. За нарушение порядка били плётками и палками.
Из Казацкой Степи немцы отступали к хутору Красному и хутору Калиновка, расположенных на Курском шляхе. Уходя, они увозили убранный урожай, сельскохозяйственный инвентарь, отбирали у местных жителей скот, птицу, одежду.
За посёлок Казацкая Степь подразделение советских войск завязало бой с отступающим врагом. При поддержке двух танков пошли в атаку на врага. В этом бою погибло 30 советских солдат. Немцам удалось подбить один наш танк, но солдаты сломили сопротивление врага и вырвались на Курский шлях. 5 февраля 1943 года г. Старый Оскол и район были освобождены. Советская власть была вновь восстановлена.
Наступила весна 1943 года. На Курском шляхе вытаивали брошенные немцами трупы убитых, разбитая техника. Женщин из посёлка Казацкая Степь посылали к шляху убирать трупы, которые захоронили в лесу Задние Проточки.
Принимала в этом участие Прасковья Савельевна Ширинских, работавшая трактористкой в совхозе. В одной из брошенных машин нашла она гаечные ключи. Бесценным подарком судьбы сочла она эту находку («Будет теперь, чем оставшуюся технику ремонтировать»), собрала всё в тряпицу – тяжёлые они были, но все 6 км пронесла их на себе со шляха до дома.
Во время войны в мастерской хозяйства было четыре трактора «ЧТЗ» и один трофейный немецкий. Работали на них девушки по 17-18 лет: Прасковья Савельевна Ширинских, Валентина Ивановна Панина, Александра Петровна Бакланова, Акулина Ефимовна Мелентьева, Мария Васильевна Горбачева, Мария Алексеевна Пьяных (прицепщица).