Учитель истории – это не просто профессия, это призвание. Это человек, который передает своим ученикам не только знания о прошлом, но и уроки жизни.
Сегодня наш рассказ об удивительном человеке, который отдал школе 49 лет, об учителе с большой буквы, который своим трудом заслужил признание и любовь своих учеников – Тамаре Васильевне Мартышовой. Талантливый человек – талантлив во многом. Это хорошо известное, но от того не менее ценное выражение как нельзя кстати подходит учителю истории и обществознания Никаноровской средней школы Тамаре Васильевне. Одарённый педагог, творческая натура, заботливая жена и мать, интересный друг, замечательная хозяйка – таковым, по словам коллег, будет полный портрет этой замечательной женщины.
Родилась наша героиня в обычной сельской семье. Недалеко от села Ольховатка был хутор Солонцы, всего 12 домов. Семья – это то, что определяет дальнейшую судьбу человека. В этом, Тамаре, несомненно,1 повезло. Она и её домочадцы ощущали полную поддержку, любовь и заботу родителей, бабушки. По словам Тамары Васильевны, несмотря на то, что детство и юношество её родителей пришлось на военные годы, они были людьми со средним образованием и считали, что дети тоже должны учиться, прививали любовь к чтению, изучению нового.
«Моя старшая сестра пошла в первый класс раньше меня на три года. Перед школой ей купили портфель, канцелярские принадлежности. Бабушка ей и говорит: «Внученька, смотри, это волшебный сундучок. Вот сколько в нём отделов. И каждая книжечка, каждая тетрадочка должна быть на своём месте». Мы с нею задумались, почему же? Бабушка нам пояснила, что книги разговаривают между собой, прочитали их или нет, тетрадки рассказывают, красиво ли в них написали. И вот этот волшебный чемоданчик стал для меня какой-то отправной точкой. Затем его передали мне, а мне было всего пять лет, я так ушко к чемоданчику и прикладывала, всё думала, о чём же там книжки разговаривают», - улыбаясь вспоминает Тамара Васильевна.
В первом классе наша героиня поняла, что хочет стать учителем. Перед глазами был пример первой учительницы Екатерины Андреевны Адониной.
«Тактичная, спокойная, уравновешенная. Она никогда в жизни не повышала голос на учеников. Я этому правилу следую всю жизнь. Не кричу на ребят, но на уроках всегда тишина», – говорит педагог.
Чёткое понимание того, что свою жизнь Тамара Васильевна хочет связать с профессией учителя, пришло позже, когда командира дружины, активисту, наградили путёвкой в «Артек» в 1972 году.
«Два месяца мы учились в школе в «Артеке». Наполняемость класса всего семь человек. Урок длился 40 минут. Нас учили, мы обсуждали, отвечали, закрепляли полученный материал и получали оценки. На дом ничего не задавали. Видя, как там работают педагоги, как они умеют увлечь, заинтересовать ребёнка, объяснить новый материал, я точно поняла, что стану учителем», – делится Мартышова.
По её словам, большую роль в её жизни сыграла и пионерская организация. Старшей вожатой была Любовь Тимофеевна Забуга – человек энергичный, жизнерадостный, увлечённый. И вообще, она считает, что в жизни с учителями ей очень везло: Валентина Сергеевна Седых, Валентина Ивановна Горбунова, Александр Яковлевич Резников. Настоящие профессионалы, у которых она училась и брала с них пример.
Вопроса о выборе профессии не стояло, но вот скороднянские педагоги уговорили выпускницу поступить в вуз заочно и сразу же начать работать в родной школе пионервожатой, затем учителем географии и воспитателем группы продлённого дня.
У молодой, целеустремлённой девушки всё получалось, но судьба приготовила ей сюрприз. В 1976 году ей предложили прийти работать по специальности учителем истории Никаноровской школы, она, не долго думая, согласилась, ведь что может быть лучше, чем преподавать любимый предмет.
«Школа была маленькой. Всего 38 детей. Честно признаюсь, поначалу было трудно, потому что историю за предмет не очень считали, вели все, кому не хватало часов. Поэтому дети читали учебник и отвечали на вопросы в конце параграфа.
Дали мне сразу классное руководство в шестом классе. Чаяния ребят все понимала, поэтому с ними было легко с самого начала. Так и началась моя педагогическая биография как учителя истории», - рассказывает учитель.
Выпуск сменялся выпуском. Построили новую школу, она стала средней. Мартышова с 1988 года стала работать завучем по учебной работе.
«Школа стала средней, возглавила её Александра Васильевна Матвеева и потихоньку наша школа пошла вверх. Потому что коллектив собрался новый, всё было новое, школа. Мы пошли сразу на эксперимент. У нас уроки были по 40 минут. Каникулы через шесть учебных недель. И, когда мы два года так проучились, оказалось, что дети не болеют вообще, они просто не успевают. Успеваемость – хорошая, максимальное количество учеников - 286. Тогда строился комплекс, в село ехали семьями со всего СССР. В 1996-м году наша школа была победителем областного конкурса «Школа года». У нас и сегодня отличный коллектив. Одна большая дружная педагогическая семья во главе с директором Натальей Кононовой, скоро и школа современная будет, откроется после капитального ремонта», - рассказывает педагог.
За время работы показала себя эрудированным, ответственным учителем, с высоким методическим и профессиональным уровнем. Тамара Васильевна создала свою систему обучения, реализуя к ней деятельностный подход. Ведёт целенаправленную индивидуальную работу с учащимися путем дифференцирования объема и сложности заданий. Она создала музей «Русская изба», где воссоздан быт настоящей избы со старинными экспонатами. Много лет руководила районным методическим объединением учителей истории, была призёром конкурса «Учитель года», удостоена нагрудного знака «Почётный работник общего образования РФ», её имя занесено в энциклопедию «Лучшие в образовании».
Сколько открытых уроков для педагогов района было проведено! Сколько открытий было сделано! Её уроки неординарны, интересны по форме и глубоки по содержанию. С её открытых уроков учителя уходят с новыми идеями и желанием работать творчески. Сколько любви, знаний упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные знания сотням учеников. Выстроенная система работы с учащимися имела главную цель – качество образования, а результат – отсутствие неуспевающих и высокое качество обученности.
Её ученик в 2020 году набрал 94 балла по ЕГЭ по истории, занимают призовые места в региональных исследованиях. Восемь выпускников пошли по её стопам, выбрав для себя профессию учителя истории и обществознания.
Тамара Васильевна – учитель, который находится в вечном поиске. Её уроки истории всегда проходят необычно, интересно. Ученики уже знают: если глаза её светятся особым блеском, значит, родилась новая идея, новая мысль, которая в скором времени обязательно воплотится в необычном уроке или в целой серии уроков.
Вместе с мужем вырастили дочь, прожили душа в душу не один десяток лет. Семья всегда была её надёжной опорой. Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной наградой для учителя считает Мартышова – его ученики, которые становятся успешными и достойными людьми. Её воспитанники по окончании школы приходят к ней, делятся своими достижениями, маленькими успехами и говорят спасибо за всё, что она сделала для них, за то, что она не щадя сил и времени, терпеливо и настойчиво вкладывала знания, которые им пригодились в жизни.
«Школа – это окна, через которые следует рассматривать будущее, то есть – саму жизнь, саму историю. От того, что он заложил в юные пытливые головы, сложится жизнь общества в целом. Дети – самый верующий народ. Каждое слово они воспринимают в прямом значении, берут его за правду. Какова же ответственность в отношении правды истории и правды жизни ложится на тех, кто им открывает её в школе. От интеллектуального мужества учителя зависит судьба нации. Такая героическая работа учителя заслуживает самого высокого звания», – заключила Тамара Васильевна.