Презентация издания «Дети войны. Последние свидетели» прошла в торжественной обстановке во Дворце культуры «Никаноровский». В этот день всё внимание было посвящено особому поколению — последним свидетелям той страшной войны.
По словам председателя Никаноровского совета ветеранов Любови Козявиной, Белгородская земля столкнулась в годы войны с великими испытаниями. На фронте, защищая Родину, гибли советские солдаты. На трудовом фронте тоже ковалась наша победа над врагом. Дети войны в десять лет уже становились к станку, выпуская боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Им некогда было играть и учиться, их детство ушло с войной.
Вот несколько отрывков воспоминаний из брошюры «Дети войны. Последние свидетели».
«B Никаноровке проживает Григорий Никанорович Иванов. Когда началась война, ему было 13 лет. Мать голосила, дети кричали – провожали на фронт отца. Больше домой он не вернулся, пропал без вести. Гриша остался в семье старшим из мужчин. Работы было невпроворот. Поля пахали на волах, коровах, вручную косили. Работали с раннего утра до глубокой ночи. Заготавливали торф для отопления. Зимой расчищали дороги от снега, чтобы смогли проехать машины и обозы, а также пройти пехота нашей армии. Было голодно, не хватало еды. Варили щи из крапивы, дикого щавеля, свекольной ботвы. После войны учился, потом всю жизнь работал ветеринаром в колхозе. Григорий Никанорович был награждён медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
В селе Морозово теперь живёт Лариса Георгиевна Коноплянникова. Её отец погиб в 1942 году. В начале войны семью эвакуировали сначала в селе Богородицкое, затем – в Среднюю Азию. Потом вернулись в Москву, но в 1947 году из‑за страшного голода вновь приехали в Белгородскую область.
Лариса Георгиевна окончила Московский политехнический институт, инженер-строитель. Участвовала в строительстве Губкина, Оскольского электрометаллургического комбината, Лебединского и Стойленского ГОКов, объектов в Никаноровке. За многолетний и добросовестный труд она награждена медалью «Ветеран труда», знаком «Участник освоения КМА».
Лидия Михайловна Лунёва родилась в большой крестьянской семье.
«22 июня 1941 года, когда фашисты напали на нашу Родину, мне было 7 лет. Весть о войне быстро разнеслась по селу. И через день стали раздаваться крики и плач почти в каждом доме. Провожали на войну мужей, сыновей, братьев и сестёр. Проводили на фронт и мы папу, Михаила Стефановича Крылова. А через год получили извещение – пропал без вести в одном из боёв. Ни писем, ни фотографий отца у нас не сохранилось. Мама осталась одна с пятью дочерьми на руках. Старшей 12 лет, младшей – один год. Долгими вечерами мама плакала, ждала, потому что не верила в гибель отца. Как‑то ранним утром к нам в хату вошёл военный. Все растерялись, а мама бросилась к нему на шею. Это был отец. Наши войска отходили на Старый Оскол, и папу командир отпустил на сутки навестить семью. Собрались родственники, радовались, плакали. Утром все вместе провожали папу за околицу. Он нёс малышку на руках, а рядом бежали остальные дети, шла мама… Тогда мы простились с отцом на всю жизнь», рассказала Лидия Михайловна.
В 12 лет Лида наравне со взрослыми пропалывала в колхозе подсолнечник, убирала картофель, носила снопы, работала на току. Целый день в поле на жаре. Есть хотелось, а в сумке на обед кусок хлеба да варёная картошка. В 1947 году, когда с едой стало совсем плохо, семья пухла от голода. Трёх сестёр Лиды положили в больницу, а двух мама спасала сама. Выжили все. Лидия Михайловна окончила пединститут и 38 лет проработала в Морозовской школе учителем, завучем, директором.
Прасковья Петровна Гладких узнала от взрослых, что началась война. Отца по здоровью на фронт не брали. Но когда наши войска проходили мимо села, он ушёл с обозом. Прислал весточку из‑за Дона. На этом всё – пропал без вести.
Прасковья Петровна вспоминает о войне с дрожью в голосе. Немцы зашли в село ненадолго. Отобрали у населения птицу, молоко, мясо, сало, хлеб.
«Однажды убирали сено в поле под Ильинкой, видим, летит самолёт и качает нам крыльями. Все подумали, что это наш, и давай махать руками, прыгать, радоваться. А самолёт опустился ниже и начал стрелять по людям. Бросились бежать изо всех сил в лесопосадку и там спрятались. К счастью, все остались живы. Еще такой случай был. Отправили нас на ремонт моста. Только приступили – налетели самолёты и начали бомбить. Рядом «в секрете» оказались наши разведчики. Они закричали, чтобы все ложились. Мы попадали, прижались к земле, и это спасло всем жизни», – рассказала она.
После войны Прасковья Петровна работала в колхозе телятницей, затем дояркой. За свой многолетний и добросовестный труд награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Ветеран труда».
Вся жизнь пошла по иному пути из‑за войны у Валентины Андреевны Извековой. В июле 1941 года отца призвали на фронт. В феврале 1944 года он пропал без вести. Долгие годы семья жила надеждой, что вернётся.
1947 год был тяжёлым, голодным. Валентина Андреевна вспоминает, как дети ходили по деревне просить еду, чтобы не умереть с голода. Её мама была тяжело больна, и она, голодная восьмилетняя девочка, чтобы спасти маму и себя, решила сходить в х. Калинин. Была зима, страшный мороз. Полями добралась до хутора, постучалась в один дом, во второй, но никто ничего не дал, потому что у самих ничего не было. На обратном пути заблудилась и чуть не замёрзла. Вскоре мама Вали умерла, воспитанием и заботой о ней занимались бабушка и дедушка, тётя Прасковья.
С 12 лет она пошла работать в колхоз. Её назначили звеньевой. Затем в колхозе им. Ватутина трудилась дояркой. Была членом правления колхоза в течение 14 лет. За свой самоотверженный труд Валентина Андреевна Извекова награждена медалью «За трудовое отличие», серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», имеет звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации».