Всё чаще полицейские и СМИ информируют жителей о том, что мошенники научились подделывать телефонные номера. Всё чаще поступают звонки из банка, где приятный мужской или женский голос представляются сотрудником учреждения и задают сомнительные вопросы.
— Алло, Иван Иванович?
— Да
— Это служба безопасности банка. Мы только что отменили сомнительную операцию с вашего счёта. Необходимо заблокировать вашу платежную карту и сменить пароль личного кабинета.
Именно так зачастую они начинают свой разговор с потенциальной жертвой. Иван Иванович озадачен, но спокоен – ему же хотят помочь. Обходительный менеджер банка знает его имя, последние цифры карты и даже остаток по счёту. Сомнений быть не может. Но самое главное, что подкупает – на экране телефона определился номер службы поддержки кредитной организации, который Иван Иванович предусмотрительно внёс в свой список контактов.
Вам кажется, что если следовать инструкциям, то ваши финансы останутся на месте. Но это не так.
Ни определившийся номер, ни осведомлённость собеседника не даёт вам гарантий того, что вы действительно ведёте разговор с сотрудником банка. Его чрезмерная настойчивость и убедительность – должны вас насторожить. Мошенники научились подделывать телефонные номера банков, используя специальное программное обеспечение
Как понять, что вам звонит телефонный мошенник. Приведём пять основных признаков.
Чаще всего звонок «из банка» поступает с раннего утра или поздним вечером, в выходные дни, когда все люди отдыхают и не сразу ориентируются в ситуации. Звонящий искусственно создаёт стрессовую ситуацию, сообщая о подозрительной операции, требуя от вас незамедлительных действий. Изображая искреннюю заботу о ваших деньгах, «банковский работник» выясняют нужную для себя информацию: пароль от личного кабинета или просит ввести на телефоне код для совершения некой операции. Обратите особое внимание, что разговор протекает быстро. Собеседник говорит уверенно, оперируя профессиональными терминами, слышны звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Вас торопят и запугивают, что, если вы срочно не ничего не предпримите, то ваши деньги с карты уйдут в неизвестном направлении.
Пять советов – как защитить свои деньги от телефонных мошенников:
Обязательно попросите собеседника представиться и уточните, в каком именно подразделении он работает. Затем сошлитесь на занятость и скажите, что сами перезвоните в банк. Никогда не перезванивайте на незнакомый входящий номер, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. Наберите по телефону горячей линии, указанному на обороте вашей платежной карты. Уточните в банке, действительно ли имеют место неприятные для вас события. Главное – никогда никому не сообщайте никому коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте. Называть проверочное слово, используемое для идентификации клиентов, можно только если вы сами позвонили в банк. Не поддавайтесь панике и не торопитесь. Настоящий сотрудник банка не станет на вас давить с принятием решений. Если возникла какая‑то неясная ситуация, то обратитесь в свою кредитную организацию сами по официальному номеру.
Помните, если злоумышленники получат данные вашей карты или доступ в личный кабинет онлайн-сервиса банка, то все ваши сбережения могут исчезнуть за считанные секунды.
«Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя оповестил банк о произошедшем, — поясняет заведующий сектором платёжных систем и расчетов Отделения Белгород Банка России Ольга Авершина. – Поэтому, если с вашей карты вдруг прошло несанкционированное списание, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту. Далее следует обратиться в отделение банка и попросить выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой банка о приёме».
Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным регулятора только каждый двадцатый пострадавший от несанкционированных операций с платежными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные. Но обратиться в полицию всё же необходимо. Чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.