Когда во взрослом коллективе с помощью моббинга (англ. mob – толпа, банда) выживают сотрудника, это возмутительно. Но в разы хуже, когда травят ребенка, потому что он априори беззащитнее взрослого, а значит, ему сложнее справиться с ситуацией и последствия будут более ощутимыми. Поэтому так важна профилактика школьного буллинга.
Поскольку задача это непростая, для ее выполнения необходим план. Поэтому первый шаг – признание педагогическим коллективом факта психологического или физического насилия среди учеников. Только так можно продвинуться в искоренении проблемы. Следующий этап – создание акта о недопустимости издевательств и о способах борьбы с ними в стенах школы. Это может быть, как отдельный документ, так и просто добавление нескольких положений в устав образовательного учреждения.
Затем, как правило, социальный педагог или школьный психолог составляют отчёт по профилактике буллинга в школе по прошествии определенного периода: учебного года, полугодия или даже четверти. Да, временной отрезок может быть любым, однако есть мнение, что по‑настоящему заметные результаты можно будет наблюдать лишь спустя два года с начала действия программы.
В любом случае, план мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя как минимум: совместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным; классные часы; беседы психолога с детьми; создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями; общешкольные квесты, конкурсы типа «Минуты славы», «КВН» «Фабрики звезд», выставки достижений и т. д.; мероприятия, способствующие сплочению детей; участие в благотворительных акциях «Старость в радость», патронаж домов престарелых, детских интернатов; чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли; просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему; написание сочинений, эссе, изложений с элементами сочинения; театрализованные постановки; психологические тренинги, ролевые игры.
Существуют определенные технологии привлечения родителей к профилактике буллинга. Начнем с того, что некоторые родители, как это ни странно, до сих пор не знакомы с проблемой травли либо не считают ее чем‑то серьезным. Поэтому в первую очередь нужно создать правильное информационное поле. Для этого необходимы: родительские собрания на тему травли, кибербуллинга, детских суицидов, жесткого обращения с ребенком в семье; индивидуальные беседы с родителями зачинщиков и детей-изгоев; тренинги; консультации на тему стилей воспитания, семейных конфликтов, психологических особенностей детей разного возраста.