В музеях России хранится много экспонатов, рассказывающих об академике Иване Губкине, в том числе произведения живописи. Как сообщили в Губкинском краеведческом музее, самым большим – три на пять м – живописным полотном считается картина Александра Герасимова «Заседание Совета при наркоме тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникиндзе». Она хранится в Челябинском областном музее изобразительных искусств.
Все герои картины (более 40 человек) – реальные люди. В центре полотна – нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе и два героя эпохи индустриализации – Алексей Стаханов и Александр Бусыгин (на трибуне).
«Я работал над картиной, –– с большим подъёмом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации. К моему глубокому сожалению, портретируемые мною люди один за другим исчезали из жизни и, естественно, снимались с моего полотна. Иногда на одном месте фигуры приходилось менять четырежды», — вспоминал художник.
На первом плане этой картины справа изображён Иван Губкин. Его портрет получился удивительно характерным, отражающим всю сущность академика. Губкин изображен с орденом Ленина, которым он был награждён 1937 году за работы в области нефтяной промышленности.
В Государственном центральном музее современной истории России и Ишимбайском историко-краеведческом музее (Башкирия) хранятся картины, на которых изображен Иван Губкин и члены научной экспедиции по изучению горючих сланцев. Эти события относятся к 1919 году, когда академик возглавил Главное управление сланцевой промышленности, перед которым стояла задача получать из сланцев бензин и керосин, так как Советская республика задыхалась без горючего.
Учёный направил экспедицию в район Симбирска, а летом сам поехал проверять, что сделано на месте. Из добытых образцов путем сухой перегонки химики получили сланцевую смолу, из которой можно производить бензин и керосин.
Иван Губкин вспоминал, как вернувшись в октябре 1919 года из экспедиции, с бутылочками и колбами с полученными продуктами пришёл на доклад к Владимиру Ленину.
«Как человек несколько экспансивный, я во время разговора встал, сам не замечая, как увлекся рассказом о будущем сланцев. Владимир Ильич попросил показать, где находятся сланцевые месторождения. Мы подошли к карте и простояли у нее два с половиной часа — беседа велась и о нефти, и о сланцах. Ленин внимательно слушал, задавал вопросы, вникал в детали — он искал выход из топливного кризиса», — писал Иван Михайлович.
О роли Ивана Губкина в открытии КМА рассказывает фильм «Великий дар природы», вышедший на экраны нашей страны в 1961 году. Премьера состоялась в июле того же года в клубе комбината «КМАруда». В зале, до отказа заполненном людьми, собрались прославленные передовики производства, ветераны КМА, жители города.
Перед ними кадр за кадром раскрывались картины открытия, исследования и начала промышленного освоения КМА. Зрители впервые увидели академика в кинохронике 1930-х годов. А затем перед ними развернулись близкие, знакомые картины: молодой горняцкий город, шахта им.Губкина с обогатительными фабриками, строительство Лебединского карьера и добыча первой руды.
На премьерный показ приезжали актер Лаврентий Масоха, исполнивший в фильме роль академика Губкина, и режиссёр-постановщик Дмитрий Варламов, удостоенный за эту работу Ломоносовской премии. Они встретились с губкинцами — участниками съёмок фильма.