В рамках работы по снижению неформальной занятости реализуется выполнение задачи — вывести до конца года из «тени» граждан, скрывающих свою трудовую деятельность. Это справедливо прежде всего по отношению к тем, кто регулярно платит налоги, тем самым помогая государству нести груз социальных и иных расходов. Нелегальная (неформальная или скрытая) занятость — актуальная проблема современной трудовой практики.
Стоит напомнить, что неоформление с работодателем трудовых отношений влечет за собой множество негативных последствий, как для работника, так и для работодателя. Во‑первых, работник остается без всех социальных гарантий, предоставляемых ему законодательством о труде и социальном обеспечении.
Очень часто работодатели не выплачивают заработную плату в течение нескольких месяцев, а затем разрывают с работником трудовые отношения, оставляя последнего ни с чем. Не заключая трудовой договор с работником, работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, из которых в будущем должна формироваться трудовая пенсия. Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Работник, выполняя обязанности в условиях «серой схемы трудовых отношений», не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или ущемляет работодатель. Совместными усилиями администрации Губкинского городского округа, полиции, ОКУ «Губкинский городской центр занятости населения», налоговой инспекции в 2019 году легализовано свыше 3 000 граждан.
Законодательство Российской Федерации в сфере профилактики и пресечения нелегальной занятости, в последнее время заметно ужесточилось, особенно для работодателей. Внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, за аналогичное правонарушение, влечет более строгое наказание. Благоприятные условия труда могут быть созданы только в случае возникновения легитимных отношений между работодателем и работником в рамках правового поля.
Безынициативность в вопросах предъявления законных требований работодателям по надлежащему оформлению трудовых отношений, игнорирование последними основных принципов трудового законодательства создают почву для нарушения трудовых прав, отрицательно сказываются на финансовом благополучии каждого работника. Для искоренения порочной практики использования «серых» схем оплаты труда, уклонения от оформления трудовых отношений необходимо оперативно информировать о каждом подобном факте органы прокуратуры, государственную инспекцию труда, налоговые органы и отдел по труду администрации городского округа.