Тайна Курской магнитной аномалии начала будоражить умы учёных более 200 лет назад, а практическая разработка месторождений всерьёз началась в двадцатых годах прошлого века. В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок, появившийся рядом с первой разведочно-эксплуатационной шахтой КМА, был назван Губкиным в честь академика Ивана Михайловича Губкина, 19 лет руководившего работами в бассейне КМА.
«КМА – третий полюс Земли!», «Даёшь железо!» – эти лозунги будоражили умы тысяч людей со всей страны, в том числе жителей близких и далёких деревень Курской области, которые искали своё счастье в новом городе.
«Я родился в деревне Яр Старооскольского района Курской области. – Сегодня немногие губкинцы помнят о таком селе, а оно находится в нынешних границах мкр Салтыково, – вспоминает Вячеслав Богатырёв, вся жизнь которого связана с г. Губкиным. – Учился, как и многие мои сверстники, в «красной» школе (ныне музей истории КМА), в старших классах – в школе № 1, в 1966 году наш выпуск был уже двадцатым».
Более ранние воспоминания Вячеслава Михайловича связаны с рассказами его родителей или личными впечатлениями. Например, родился он в коробковских «конюшнях» – в конце 40-х годов именно там была больница. А перед городским парком был базар, на который съезжались сотни людей со всей округи. Со своей мамой он неоднократно проделывал путь сюда, чтобы купить каких‑нибудь вкусностей.
«Ещё мальчишкой на выходные дни отправлялся в Губкин. В городском парке тогда собирались, как казалось, все без исключения молодые люди города. Шли на танцы, в кино, покататься на лодках. Пацанов, у которых не было денег, не пропускала билетёрша. Но мы «просачивались», взбирались на деревья и оттуда смотрели фильмы, наблюдали за танцующими. А зимой все на каток – на стадионе «Труд» работники комбината «КМАруда» заливали лёд. Там даже можно было взять коньки напрокат. За 10 копеек всё удовольствие», – продолжает Богатырёв.
В 1953 году образовался комбинат «КМАруда», и дальнейшее развитие инфраструктуры города было связано с ним. Например, первая поликлиника и больница были комбинатовскими – сегодня это административное здание ЦРБ и здание инфекционного отделения. Восторг вызывало быстрое строительство многоэтажных домов, куда заселились работники комбината. Правда, большинство квартир первое время было коммуналками.
«Выпускники школ мечтали получить образование, которое давало бы возможность устроиться на комбинат, участвовать в возведении других предприятий на КМА. Вячеслав Михайлович, например, ещё в школе получил профессию – водителя и слесаря, что дало возможность ему сесть за руль самосвала и возить грузы на стройки. Конечно, хотелось учиться и в вузе. Открытие ВЗПИ в Губкине позволило получить заветный диплом многим губкинцам, в том числе и Богатырёву.
Грандиозные события, связанные с освоением КМА, конечно, влияли на личную жизнь тех, кто занимался делом государственной важности. Люди приезжали сюда семьями, а некоторые находили здесь свою половинку. Мы поинтересовались у Вячеслава Михайловича, где тогда губкинцы оформляли брак.
«Как и сейчас, в ЗАГСе. Я женился, когда он находился на пересечении улиц Кирова и Фрунзе, а ровно 40 лет назад отдел переехал в то здание, где располагается», – сообщил он.
В августе нынешнего года в губкинском отделе ЗАГС был зарегистрирован 60-тысячный брак за последние 80 лет. Супругами стали Светлана и Иван Морозовы. Он трудится на Стойленском ГОКе, она – поваром в столовой. Мы поинтересовались планами молодожёнов.
«Пока мы будем жить с родителями в мкр Салтиыково. Но в следующем году намерены купить свою квартиру. Конечно, мечтаем о том, что у нас будут дети», – поделились они.