Пока взрослые настраивали аппаратуру, накрывали хлебосольные столы и поглядывали на тёмное преддождевое небо, детвора вовсю обливалась у родника. В ход шли пластиковые бутылки, водяные пистолеты, вёдра и даже старые насосы. Визг, шум, шлёпанье босых ног создавало соответствующее настроение. Глядя на ребячий восторг, некоторые родители заражались весельем и просили их обрызгать – кто для антуража, а кто с умыслом: с давних времён считается, что 7 июля вода становится целебной, помогает очиститься от всякого зла и приобрести хорошее здоровье. Как бы то ни было, а сухим в тот день никто не остался. Так же как и голодным.
Никакая сила воли не смогла укротить желание отведать румяных булочек, бодрящего квасу, наваристой шурпы и прочей снеди, приготовленной руками мелавчан. На белоснежных скатертях развернулась настоящая ярмарка! Чего здесь только не было: свежая малина, домашние яйца, блины… Бронислава Сухоребрая с дочерью принесли малосольных огурцов. Маргарита Болгова потчевала беляшами и домашними сосисками. Елена Зикеева разливала шурпу из баранины, приготовленную папой.
«Я сама мелавская, родилась тут, – рассказала гостья праздника Надежда Тулинова. – Вышла замуж и уехала в Губкин. С мужем на Ивана Купалу постоянно ездили сюда на гулянья. Сегодня приехала с родственниками. Нам очень понравилось! Хоровод водили, подпевали, воды родниковой набрали и даже молочка парного купили. Очень весело, душевно. Для меня это лучший праздник».
Но, как говорится, не хлебом единым… Организаторы мероприятия приготовили насыщенную программу с конкурсами. Ребятня, побросав самодельные водомёты, прибежала на лужайку, чтобы посоревноваться в ловкости, скорости и удали.
Соблюдая старинные обычаи, девушки завязали ленты на берёзе, которую наши предки называли Купалицей, загадав при этом самые заветные желания.
Главный атрибут Иванова дня – венок. Поэтому на празднике было полно красавиц в этом украшении. По традиции девушки бросали венок в воду – гадали на суженого.
Музыка тем временем становилась громче, народ веселее… В заключение большой хоровод собрался вокруг костра. Взявшись за руки, мелавцы и гости праздника ходили вокруг ритуального очистительного огня, напевая при этом «ой, люли, ой, из ворот гулять на улицу…».