Заместитель губернатора Белгородской области по внутренней политике Ольга Медведева вместе с главой администрации Губкинского городского округа Михаилом Лобазновым в День России вручили медали «В память 80-летия Прохоровского сражения 12 июля 1943 года» строительницам железной дороги Старый Оскол – Ржава: Марии Ивановне Кузнецовой, Александре Михайловне Панариной, Татьяне Матвеевне Сапрыкиной из села Аверино, Ольге Антоновне Долгих и Анне Ивановне Долгих из с. Осколец.
Ольга Медведева, поздравляя женщин, отметила значимость строительства железной дороги, которая помогла решить исход самой большой и кровопролитной битвы в Великой Отечественной войне. Она поблагодарила каждую за самоотверженный труд и службу Родине.
Напомним, что медаль «В память 80-летия Прохоровского сражения 12 июля 1943 года» учредили в Белгородской области. Соответствующее постановление подписал губернатор Вячеслав Гладков. В документе поясняется, что медалью будут награждать ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в России и участвовавших в Курской битве, а также строителей железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава.
Татьяна Матвеевна Сапрыкина родом из Сергиевки, но основную часть жизни прожила в Аверино.
«Что вспоминать. Капали землю лопатами, таскали фартуками. Каждый день шли на работу и возвращались домой. Ещё и песни пели. Возьмёшь утром с собой узелок перекусить: бутылка молока, яйца да кусочек хлеба. Это было прямо пиршество. После войны попала в Баку, там встретила своего супруга. Жили пять лет в Астрахани, а потом вернулись на мою родину. Обосновались в Аверино. Работала завмагом. У меня пять детей, 10 внуков и 13 правнуков. Я богатая», – рассказывает Татьяна Матвеевна.
Ольга Антоновна Долгих прожила насыщенную трудовую жизнь. Родилась, выросла и всю жизнь прожила в Оскольце. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 18 лет. Она прошла все тяготы, ведь на плечи женщин и детей легла непомерная трудовая ноша.
«Во время войны и окопы копали, и раненых на санях от деревни к деревне возили, и в колхозе трудились от зари до зари. Как только началось строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава с первого и до последнего дня была там, – вспоминает Ольга Антоновна, – возьмём луковицу и краюху хлеба и идём в Заломное. А вечером домой. И так пока не прошёл первый паровоз. Мы стояли и смотрели на него, а он так тихо-тихо ехал, а у нас на глазах слёзы».
После войны пахала на коровах в колхозе за трудодни, работала свекловичницей, а зимой подменяла на ферме. Так и трудилась до выхода на пенсию. С мужем счастливо прожили больше 50 лет, вырастили четверых детей.
Анна Ивановна Долгих с ранних лет познала тяжесть деревенского труда. А в 12 лет ещё и война началась.
«Работали на строительстве железной дороги, не замечая усталости, трудностей, некогда было думать об уюте. Все понимали, как важна и нужна была дорога для фронта, для Победы. До сих пор, как только вижу железную дорогу вспоминаю о тех днях, не выходят они у меня из головы. Кажется, что даже руки начинают болеть, думаю, что тоже помнят… Мы ж до войны в деревне жили и поездов-то не видели. По ночам сначала часто рельсы, лопаты с кирками снились, бомбёжки. Девок, мужиков-то не было, все воевали, собирали по дворам. Кого с работы, с полей. Детей не брали, малы ещё, не потянут тяжёлый труд. Некоторые, кто ростом вышел, приписывали себе года, понимали, что братьям и отцам помогают противника одолеть. Тяжело было конечно. Копали, подвозили. Ямки засыпали, трамбовали, затем ровняли. Укладывали шпалы и проверяли. Миру было как в муравейнике. Так как мы местные были, то ночевали дома, старались и еду с собой брать. А сколько радости было. Как пошёл первый поезд. Не передать. Думалось одно – справились», – рассказывает Анна Ивановна Долгих.
Пожелаем всем женщинам здоровья и заботы родных и близких.