Муниципальный проект «Внедрение системы постоянных улучшений в деятельность общеобразовательных организаций» стартовал в Губкинском городском округе. В школе используются такие инструменты бережливых технологий, как инструменты визуализации и стандартизации (для обеспечения безопасности школьников обозначены зоны возможной опасности, представлен безопасный путь в школу, новые офтальмотренажеры размещены в кабинете информатики.
Для школьников, их родителей, посетителей школы создана навигация, а информацию о деятельности школы можно посмотреть в информационном киоске или на экране в фойе на первом этаже). Оптимизировано рабочее пространство по системе «5С», проводятся ежедневные 15-минутные совещания у доски задач.
В школе разрабатываются и реализуются проекты, связанные с процессами картирования, тематика которых различна: «Оптимизация процесса обслуживания обучающихся младших классов в гардеробе», «Оптимизация условий для информирования учащихся при подготовке к выполнению нормативов ВФК ГТО», «Создание электронного расписания как средства оптимизации учебного процесса», «Оптимизация условий для информирования учащихся о технике безопасности при выполнении практических работ по технологии», «Оптимизация питьевого режима школьников», «Использование маркерной доски как инструмента оптимизации процесса обучения»
«К работе по реализации проекта были привлечены не только учителя и школьники, но и родительская общественность и социальные партнёры. Это позволило внедрение бережливых технологий сделать более эффективным, т. к. каждый участник образовательных отношений сможет понять философию бережливых технологий, заинтересоваться этой идеей сам и увлечь окружающих. Так формируется культура бережливого мышления», – говорит заместитель начальника управления образования Ольга Альяных.
В течение двух лет волонтёрами Лебединского ГОКа проводились необычные уроки для обучающихся 7-х классов, фабрика идей, а также конкурс проектных идей, все участники которого получили денежные сертификаты.
В первый год занятия проводили волонтёры комбината. В следующем году их помощниками уже стали ученики 8-х классов, которые с основами бережливого производства познакомились еще год назад. Все вместе, дети и взрослые, определяли ценности и потери в самых различных жизненных ситуациях, разрабатывали процессы, добавляющие ценность в какую‑либо деятельность, процессе перемещения из одного пункта в другой. С увлечением ребята выполняли практические задания по внедрению инструмента 5С не только в школе, но и дома, тем самым постигали азы бережливости.
Педагоги школы приняли участие в тренинге «Бережливое производство и картографирование процессов», который провел эксперт Дирекции по развитию бизнес-системы Лебединского ГОКа УК «Металлоинвест» Д.Филатов.
Учителя и ученики школы разработали и приступали к реализации школьного проекта: «Применение инструментов lean-технологии в деятельности обучающихся 5–6 классов «Бережливые уроки». Волонтёрские группы учащихся 7 и 8 классов, под руководством классных руководителей, разработали и провели занятия для учащихся 5 и 6 классов.
На первом занятии «Каждой вещи – своё место, или Порядок время бережёт» ребята определяли ценности и потери на примере приобретения продуктов питания, участвовали в деловой игре «Приготовь бутерброд»; инсценировали сказку «Репка» на новый лад, пытаясь определить, как улучшить качество процесса и сократить время уборки урожая, разрабатывали процессы, добавляющие ценность в процессе подбора команды для осуществления трудовой деятельности.
В увлекательном квесте «Инструменты бережливого производства» учащиеся знакомились с основными важными инструментами бережливого производства – визуальной стандартизацией и системой 5С. Ребята рассказали о том, какой порядок они устроили на рабочем месте дома, продемонстрировали фотографии «до» и «после». Школьники отметили, что порядок, чистота, стандарты, хорошая организация напрямую ведут к совершенству в любой отрасли производства.
Ученики приняли участие в «фабрике идей» и в конкурсе проектных идей. Затем учащиеся предложили свои идеи по улучшению образовательной деятельности в школе. Некоторые из них реализованы: установлены шкафчики для одежды в раздевалке в спортивном зале, изменен дизайн кабинетов истории и физики. В школе появились таблички с информацией, кто является автором проектной идеи («Оборудование раздевалок в спортивном зале (установка шкафчиков, размещение крючков для одежды)», «Изменение внутреннего дизайна кабинета физики», «Изменение внутреннего дизайна кабинета истории» и др.)
В текущем году учащиеся-волонтёры под руководством педагогов проводят занятия для остальных учащихся школы.
Внедрение бережливых технологий осуществляется поэтапно, а участниками стали не только учащиеся школы и педагоги, но и родители учащихся. Применение инструментов бережливых технологий в школе помогает сделать образовательный процесс более комфортным и освободить время для отдыха и подготовки как для учеников, так и для учителей, обеспечить безопасность школьников, облегчить информационно-разъяснительную работу.