Александр Сапрыкин-старший посвятил фабрике 37 лет. Машинист окомкователя, агломератчик, горновой…Опыт, полученный на этих этапах, — бесценный помощник в деле оператора пульта управления на участке обжига.
«Слежу за производством офлюсованных окатышей на первой и второй обжиговых машинах, — поясняет он. — Но знать только свой технологический отрезок — мало. Нужно ещё и смотреть, что происходит на предыдущем и последующем этапах».
Чтобы получить продукцию должного размера и качества, надо знать, как подготовлена шихта, точно ли соблюдён гранулометрический состав при формировании окатышей в чашевых окомкователях. Если заметил отклонения от плана — надо быстро вместе с коллегами устранить недочёт.
Да и после обжига оператор не теряет бдительности: наблюдает, сколько при грохочении выходит годного класса окатышей, а сколько — мелочи и крупняка. Если второго или третьего стало больше, чем обычно, значит, снова нужно присмотреться к подготовительным стадиям и «донастроить» их.
Неотрывно глядя в мониторы с сотнями параметров, специалист ежеминутно связывается с коллегами: на какой из конвейеров лучше выгрузить шихту, какие бункера нужно продуть, где подправить температурные режимы или скорость вращения агрегата.
«В смене оператор пульта управления — ключевой человек, равнозначный по важности мастеру, — считает Александр Сапрыкин-младший. — Потому что, например, на участке обжига именно оператор ведёт весь технологический процесс. Да, есть агломератчик, но он в основном наблюдает за параметрами. А оператор может менять режимы работы оборудования».
Младший Сапрыкин с юности был самостоятельным. Но в поиске надёжного места работы по примеру родителя выбрал Лебединский ГОК. Более того, то же подразделение — фабрику окомкования. От отца получил только одно наставление: «Работай честно».
Начинал с участка АСУТП: налаживал сети, настраивал компьютеры диспетчеров.
«Вскоре понял, что, работая на производстве, занимаюсь косвенными вещами, — рассказывает Александр. — Захотел углубиться в технологию. Как раз освободилось место мастера участка шихтоподготовки».
В новой должности осознал, почему отец стремился узнать производство «от и до»:
«Невозможно давать задания подчинённому, если не знаешь все детали его работы, — объясняет он. — Засел за техническую литературу, чтобы во всём разобраться. Что-то уточнял у товарищей по цеху».
Семейная добросовестность и интерес к производственному процессу способствовали карьерному росту: теперь младший Сапрыкин — начальник смены в службе оперативного управления производством фабрики окомкования. По сути, руководит всем технологическим персоналом на четырёх участках, а также координирует взаимодействие с сотрудниками смежных служб — ремонтников, механиков, крановщиков, наладчиков контрольно-измерительных приборов.
«Моя задача — не просто выдать наряд-задания и проконтролировать, чтобы люди правильно и точно выполняли свои задачи. Надо всё для этого организовать. Например, подготовить площадки к плановым ремонтам, обеспечить авто- или спецтранспорт, сформировать экстренную бригаду для починки оборудования. Нюансов много».
Отец и сын координируют действия многих коллег. Поэтому понимают важность командной работы. А она начинается там, где есть взаимное уважение и умение решать проблемы сообща. Младший Сапрыкин легко сходится с людьми и каждого коллегу знает по имени, старается обеспечить сотрудникам все условия для хорошей работы. Старший, давая товарищам советы по технологической части, делает это корректно, приводит аргументы из многолетнего опыта. К таким тактичным рекомендациям прислушиваются.
«Раньше на производстве бригады называли звеньями, — говорит Александр Сапрыкин-старший. — Всё логично: сотрудники — как звенья одной цепи. Если каждый поработает хорошо, то и общий результат будет. Особую гордость чувствую, когда вижу цифры — с двух обжиговых машин выходит больше 550 тонн окатышей в час! А когда смотрю по камерам на склад, где целые барханы продукции лежат, или на вереницу вагонов, уходящих на отгрузку потребителям, ясно ощущаю — большое дело делаем!»
Для Сапрыкиных один из показателей успеха — то, как отзываются о них окружающие. Младшему приятно понимать: отца в коллективе воспринимают как человека, который всего достиг собственным трудом и профессионализмом. А старший гордится, когда о сыне говорят: «Да, с таким начальником смены хорошо работать!»