Ни для кого не секрет, что учитель не просто даёт ученикам знания и прививает любовь к предмету, который преподаёт, но и наряду с родителями вносит свой вклад в становление будущей личности. В этой связи очень большая ответственность ложится на плечи преподавателей русского языка и литературы.
Ведь знакомство с миром классики нацелено на нравственное и духовное воспитание школьника и способствует его общему культурному развитию. Это хорошо известно учителю русского языка и литературы Татьяне Жаворонко, которая 38 лет преподаёт в Ивановской основной школе.
«Родом я из Читинской области. Родители мои туда попали по распределению. Стать учителем русского языка и литературы была моя мечта. Перед глазами был пример моего педагога Зинаиды Алексеевны Зимирёвой, которая была строгим, справедливым, душевным человеком, который смог просто влюбить в свой предмет. Учитель от Бога. До сих пор помню её уроки. Она никогда не игнорировала творческие успехи своих учеников (написание сочинений, стихотворений)», – рассказала Татьяна Николаевна.
После вуза она два года работала в городской школе, но так сложились обстоятельства, что семья приняла решение осуществить давнишнюю мечту мамы – переехать на её малую родину.
«В управлении образования Губкина мне предложили несколько вакантных мест, но приглянулась мне Ивановка. Коллектив встретил меня очень хорошо, нам сразу дали квартиру. С сентября приступила к работе. Школа была небольшая, старенькая. Всего 48 детей. Сельская школа отличается от городской. Она стала моей семьей и смыслом жизни. Когда встречаешь бывших учеников, и они делятся тёплыми воспоминаниями о школьных годах (и в это внесена и твоя лепта), чувствуешь, что все эти зёрна доброты и нравственности были посеяны не зря. Но хотелось бы, чтобы меня запомнили не просто как педагога. Даже у ребёнка, который получает двойки, может быть прекрасная душа и в будущем он может стать хорошим человеком. И это главное. Поэтому ученику, который получил неудовлетворительную оценку, стараюсь дать шанс отработать и исправиться», – поделилась учитель.
По словам Татьяны Николаевны, работа – это жизнь. Экзамены, подготовка к ним. Олимпиады, конкурсы, мероприятия…
«Люблю читать. Классическая литература стала постоянным объектом изучения, анализа и просто чтения по специфике профессии. Но очень переживаю за то, что сегодня старшеклассникам не под силу взять высоту советской программы – прочитать от корки до корки, например, роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». И бывает так, что рассказываешь больше ты, а не они, пытаешься «зажечь» чувства и эмоции через отдельные эпизоды и фрагменты… Не секрет, что сегодняшние дети мало читают, а некоторые кроме элементов школьной программы не читают вообще. Сказывается повсеместное распространение гаджетов, поэтому стараюсь привить любовь к чтению, использую новые мультимедийные технологии на уроках, чтобы увлечь, заинтересовать, чтобы возникло желание взять и прочесть произведение», – отметила Жаворонко.
За 38 лет учительской деятельности Татьяна Николаевна ни разу не пожалела о профессиональном выборе. Она выпустила не одно поколение школьников. Учительство для этой мудрой, трудолюбивой женщины – не работа, а образ и смысл жизни.
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования – универсальная образованность, эрудиция, способность увлекать своими уроками, давать интересные задания, применять на уроках новые, современные технологии, инновационное оборудование, воспитывать достойное поколение патриотов своего Отечества. Наша жизнь меняется, и педагоги меняются, чтобы идти в ногу со временем. Жаворонко подстраивается под современные требования, находя новые методы и формы работы, выявляя самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, старается так преподносить информацию, чтобы детям было интересно познавать мир.
«Что бы ни случалось, даже мысли не было о том, чтобы уйти из школы. Самое дорогое и важное в моей профессии ‒ дети. Для меня огромная радость, когда дети хотят учиться, когда участвуют в мероприятиях, занимают призовые места. Не представляю, как это ‒ не заходить в класс, не видеть учеников. Когда их в школе нет, мне скучно. Хочется, чтобы они понимали, как важно учиться и получать знания, чтобы были более развитыми, чтобы родители прогнозировали будущее своих детей, уделяли достаточно времени семейному воспитанию, вникали в процесс обучения. Воспитание достойного поколения – наше общее дело», - поделилась Татьяна Николаевна.