До сих пор на местах боёв Великой Отечественной войны лежат останки погибших солдат. Работой по поиску и установлению имён без вести пропавших занимаются поисковые отряды России. С командиром поискового отряда «За Родину!» города Губкина меня свёл случай.
Со слов долгожительницы села Морозово А.М. Михневой в июле 1942 года на одном из полей лежало много убитых наших солдат. Председатель колхоза Анастасия Кретова собрала женщин и попросила выкопать ямы и закопать тела. Ямы застелили сеном и положили всех в одну общую могилу. Потом, когда пришли наши войска, перезахоронили всех в братскую могилу в селе Скородное. Однако в списках перезахороненных бойцы не значились. Тогда, по рекомендации военкомата, я обратилась в поисковый отряд «За Родину!», чтобы проверить, действительно ли солдаты были перезахоронены. Вдруг старый человек что‑то забыла? Так произошло моё знакомство с командиром поискового отряда «За Родину!» Александром Юдиным. Это человек, одержимый поисковой работой, по профессии шахтёр. Через несколько дней бойцы отряда с металлоискателями и другими приборами приехали на участок предполагаемого захоронения на поле села Морозово, но никаких останков не обнаружили.
Александр Николаевич любезно пригласил никаноровскую ветеранскую организацию посетить их музей. Приглашение было принято. Нашу делегацию в количестве 15 человек встретили лично командир Александр Юдин и педагог-методист Жанна Аршинова.
Александр Николаевич рассказал нам об отряде. Ежегодно его воспитанники проводят поисковые экспедиции. Были подняты останки 130 бойцов и командиров Красной Армии, установлены имена семи из них. Они занимаются не только поисковой деятельностью, здесь ещё проводится большая работа по патриотическому воспитанию детей и молодёжи. На базе клуба два года действует молодёжный отряд «Дружина»: ребята тоже принимают активное участие в поисковой деятельности. Руководит работой с детьми педагог с 22-летним стажем Жанна Аршинова.
Экспонаты музея поискового отряда впечатляют. В новом просторном зале – портреты русских полководцев и фотографии военных лет, выставка боеприпасов и оружия Великой Отечественной. Штык-ножи, винтовки, пистолеты, пулемёты, пожелтевшие фотографии, комсомольские билеты и вырезки из газет, предметы солдатского быта. Мини-диорама сражения и почти как настоящий солдатский блиндаж. Когда мы, пожилые люди, вошли в блиндаж и раздался рёв летящих самолётов, грохот взрывов, скрежет гусениц танков – мороз прошёл по коже.
Здесь же на печке буржуйке стоял чайник, подаренный жительницей города Губкина. В этом чайнике во время войны в госпитале грели чай раненым бойцам. Нам предложили его подержать в руке. Большой, тяжёлый. Рядом с печкой два спальных места для отдыха бойцов. На лавке лежит гармонь. Хотелось запеть: «Вьется в тесной печурке огонь…».
Александр Юдин подробно рассказывал нам о своих находках. Работая на Смоленской земле, в четырёх километрах от деревни Солнечная Ярцевского района, участники отряда в ходе раскопок подняли из земли останки двух советских воинов. Среди останков был обнаружен личный медальон. После изучения в криминалистической лаборатории города Москвы стало известно имя одного из погибших воинов. Им оказался уроженец Удмуртии Емельян Иванович Салтыков, 1906 года рождения. С нами приехала Нина Николаевна Красильникова, у которой дед без вести пропал в одном из боев в Смоленской области. У неё появилась надежда, что может кто‑то и её деда найдёт и захоронит.
«Мы, поисковики, народ суеверный. Недавно приехали с раскопок под Вязьмой. В октябре 1941 года там в боях погибло около 400000 советских граждан. Нашли трёх бойцов. Когда стали откапывать, над нами стали летать три журавля. Как в песне: «Не в землю нашу полегли когда‑то, а превратились в белых журавлей…». Двух бойцов в течение дня успели поднять, а третьего оставили на завтра. Утром пришли на место раскопок, над ним кружит два журавля, а третий поодаль. Как только подняли третьего, журавли все вместе улетели. Думаю, души бойцов успокоились», – рассказал командир.
В выставочном зале в стеклянных шкафах мы увидели личные медальоны советских и немецких солдат, котелки, ложки, вилки и предметы личной гигиены. До сих пор хожу под впечатлением от увиденного куска мыла, найденного у немецкого офицера, на котором было написано «Сделано из евреев». Разве такое можно забывать? Спасибо бойцам поискового отряда «За Родину!» за ту огромную работу по увековечению памяти советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны, за вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи и сохранение правды о Великой Отечественной войне. Сюда надо приводить школьников на экскурсии, здесь проводить уроки мужества!
Хорошо, что в нашем Губкине теперь есть музей, работа которого посвящена событиям Великой Отечественной войны. Здорово, что отряд нашёл поддержку в администрации городского округа, что есть такие неравнодушные руководители предприятий, как управляющий директор АО «Комбинат КМАруда» Сергей Солодянкин, который оказывает материальную и финансовую поддержку бойцам отряда «За Родину!». Если есть среди нас такие неравнодушные люди, которые помимо основной работы на шахте, столько сил и времени отдают военно-патриотической работе, я думаю, что рядом с ними вырастут настоящие патриоты своей Родины.
После посещения музея поискового отряда наша делегация побывала в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. На стене у входа в нижний храм мы увидели большой список воинов, которые защищали нашу землю. Помолились, поставили свечки за упокой их душ.