Сотрудники Губкинского краеведческого музея подготовили экспозицию «Звание – Учитель!», посвящённую отличнику народного просвещения Варваре Кирилловне Бородаевой и учителю немецкого языка школы с. Юшково Глафире Александровне Малыхиной.
Родилась Глафира Александровна в 1909 году в семье Александра Ивановича и Елизаветы Семеновны Аникеевых, владевших небольшой торговой лавкой. В советское время её отец работал волостным писарем. После окончания Старооскольского педагогического техникума она вместе со своим мужем Захаром Андреевичем Малыхиным начала преподавать в Боброводворской школе крестьянской молодёжи. В 1930-е годы училась на пятилетних Всесоюзных очно-заочных курсах иностранных языков и (специализировалась по немецкому языку), которые тогда приравнивались к высшему образованию.
В 1936 году, с открытием Юшковской средней школы, семья педагогов перешла туда работать. В 1929 году родился их единственный сын Юрий, который к началу Великой Отечественной войны окончил четвёртый класс. Летом 1941 года село постепенно пустело – мужчины уходили на фронт, забрали в армию и главу семьи Малыхиных. С началом школьных занятий учительский коллектив был преимущественно женским. В числе мужчин были два учителя-инвалида и военрук. С приближением фронта Курский обком ВКП (б) поручил нескольким членам партии Боброво-Дворского района остаться на оккупированной территории. Местом их пребывания было определено село Юшково. 2 июля 1942 года немцы обстреляли село миномётами. Ближе к вечеру слышны были отдельные выстрелы и автоматные очереди – это немецкие солдаты во дворах жителей начали отстреливать домашнюю живность. На второй день немцы ушли, их заменили мадьяры. Глафире Александровне передали приказ немцев о прибытии в Бобровы Дворы в районную хозяйственную комендатуру, где её обязали приступить к работе переводчицы.
Сведений о подпольной группе сохранилось не очень много. В её состав входили районный прокурор и судья, чьи имена, к сожалению, не известны, а также работник райпотребсоюза Тит Иванович Булгаков. Подпольщики имели связь с партизанами и привлекли к сотрудничеству, помимо Глафиры Александровны, ещё и Савелия Андреевича Кобзева, последнего председателя юшковского колхоза имени Ленина, которого немцы назначили старостой. О старосте у местных жителей сохранились самые добрые воспоминания, он всячески старался помочь людям пережить тяжелое время. Прокурор и судья скрывались в домах местных жителей, а Тит Иванович Булгаков, будучи человеком уже пожилым, ходил по селу открыто и осуществлял связь с различными лицами. Он регулярно беседовал с Глафирой Александровной, когда она возвращалась поздно вечером из комендатуры, получал от неё различную информацию, касающуюся внеочередных реквизиций коров и сельхозпродуктов у населения, сроков угона молодёжи в Германию. Интересовали подпольщиков сведения о возможной угрозе ареста некоторых бывших советских работников, о количестве постоянно находящихся в районном центре немцев и мадьяр. Эта информация заблаговременно доходила до старосты и других лиц и позволяла принимать некоторые защитные меры, особенно для многодетных семей военнослужащих.
В конце августа начале сентября были составлены списки для угона молодёжи в Германию. По подсказке Глафиры Александровны многие жители ссылались на то, что больны тифом, и это значительно задержало отправку людей. Один из юшковских полицаев выследил и выдал судью, которого арестовали и привели в комендатуру. Глафира Александровна упросила коменданта не расстреливать арестованного, а допросить на следующий день. Судью посадили в помещение, из которого с помощью местного жителя ночью был организован побег. Позже его переправили к партизанам в курские леса. Глафира Александровна спасла жизнь местной жительнице и её отцу, который работал перед оккупацией председателем колхоза в селе Мелавое. С приходом немцев, боясь расправы, он прятался. Дочь носила ему еду, одежду, но её выследили и схватили. Глафира Александровна сумела помочь девушке и её отпустили.
В начале января 1943 года оккупанты, предчувствуя скорое отступление, решили провести очередную облаву на молодежь для угона в Германию. Однако по месту жительства одиннадцать молодых людей не оказалось. Все они была заблаговременно предупреждены и около суток скрывались в доме Глафиры Александровны, пока в селе не стало спокойно. В ночь на 29 января немцы и мадьяры поспешно бежали из районного центра и под угрозой забрали Глафиру Александровну. Она вынуждена была выполнять обязанности переводчицы в отступающей комендатуре. Участь матери разделил сын Юрий. На оккупированной территории Украины недалеко от Конотопа в неимоверно тяжелых условиях они жили до начала сентября. С приходом Красной Армии Глафира Александровна получила пропуск на передвижение в прифронтовой зоне и проезд в Курскую область. Вернувшись в Юшково, она прошла проверку в органах госбезопасности и в октябре вернулась в школу.
Варвара Кирилловна Бородаева – отличник народного просвещения, почётный гражданин г. Губкина и Губкинского района (2001). Родилась 17 декабря 1924 года в селе Заломное Губкинского района Белгородской области.
Любовь к своей профессии, к своим ученикам, к своей семье — на этом, как на трёх китах, незыблемо покоится её жизненный путь.
В 1930 году родители переехали в г. Краматорск Донецкой области, где она за день до начала Великой Отечественной войны с отличием окончила среднюю школу. Со своими одноклассниками Варвара Кирилловна участвовала в оборонительных работах: копала противотанковые рвы на станции Роя. Вырвавшись из оккупации, семья шесть месяцев добиралась до села Юшково Боброводворского района Курской области, где жила бабушка. На новом месте Варваре Кирилловне сначала довелось поработать на строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава, а потом в военном госпитале. 1 сентября 1943 года в селе открылась школа. И директор, видя трудолюбие и начитанность девушки, предложил ей вести сразу три пятых класса. Варвара Кирилловна работала и училась одновременно. Она получила аттестат учителя начальных классов, потом окончила Старооскольский учительский институт, затем Курский педагогический институт.
Первая запись в трудовой книжке Варвары Кирилловны от 1 сентября 1943 года, последняя – от 1 сентября 2001 года. Учителем русского языка и литературы она проработала 58 лет, 40 из них – в гимназии № 6 города Губкина. В её трудовой книжке 35 поощрительных и благодарственных записей.
В День учителя в 2015 году в гимназии №6 открыта мемориальная доска памяти Варвары Кирилловны Бородаевой, заслуженного учителя России, почётного гражданина города Губкина и Губкинского района, ветерана Великой Отечественной войны, труженицы тыла. Все желающие смогут посетить выставку в октябре.