Руководство страны летом 1943-го года обратилось к жителям Курской области с призывом «Даёшь стальную колею для фронта!». И тысячи людей откликнулись на него. Одновременно дорогу «Старый Оскол – Ржава» строили 25 тысяч человек.
Сегодня нам трудно даже представить, как эти люди, только что освобождённые от оккупации, в сложнейших условиях смогли построить железнодорожную ветку протяжённостью 95 километров за 32 дня. Это за гранью человеческих возможностей, всё делали вручную, но они выдержали. Позже эту стальную колею, которая сыграла большую роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков на Курской дуге, назовут «Осколяночка», потому что строили её в основном женщины, а ещё позже – дорогой жизни.
На строительство железной дороги ушло большинство жителей села Осколец, 140 человек.
Солдаты трудового фронта с косичками по плечам внесли свой вклад в Великую Победу. Сегодня не осталось следа от задорных косичек, головы строительниц железной дороги убелила седина, но память о тех днях жива в душах и сердцах…
Анна Ивановна Долгих и Варвара Тихоновна Богданова поделились своими воспоминаниями о тех днях.
«До сих пор, как только вижу железную дорогу, вспоминаю о тех днях, не выходят они у меня из головы. Кажется, что даже руки начинают болеть как тогда от усталости, думаю, что тоже помнят… Мы ж до войны в деревне жили и поездов‑то не видели. По ночам сначала часто рельсы, лопаты с кирками снились, бомбёжки. Девок (мужики‑то все воевали) собирали по дворам. Детей не брали, малы ещё, не потянули тяжёлый труд. Некоторые, кто ростом вышел, приписывали себе года, понимали, что братьям и отцам помогают противника одолеть. Тяжело было, конечно. Копали, подвозили грунт, ямки засыпали, трамбовали, затем ровняли, укладывали шпалы. Людей – как в муравейнике. Так как мы местные, то ночевали дома, старались и еду с собой брать. А сколько радости было, как пошёл первый поезд! Не передать словами тех чувств. Главное – справились», – рассказывает Анна Ивановна Долгих.
«Мне было 15 лет, когда начали дорогу строить. В нашей избе народу было столько, что яблоку негде упасть, женщины с других деревень. Варили кашу, но её всем не хватало. Да что там, воды и той вволю не было. Жили дружно, помогая и поддерживая друг друга, делились последним куском хлеба. Руководила всем лютая ненависть к врагу. А трудились на совесть, сил не жалели, никто не роптал. Всё делали вручную: на носилках носили землю, утрамбовывали её тяжёлыми деревянными чурками, укладывали шпалы, рельсы. Бывало и такое, что лопата ломалась, землю носили в подоле или фартуке. До сих пор, кстати, тот фартук у меня хранится. Пошёл первый поезд, помню, так медленно ехал, что можно было его пешему догнать. Мы, девчонки, плакали от радости, танцевали», – вспоминает Варвара Тихоновна.
После войны специалисты подсчитали, что за время строительства дороги переработано около 800 тысяч кубометров земли – огромная гора, треть пирамиды Хеопса. И этот подвиг совершили простые русские женщины, объединённые желанием жить под мирным небом. Мы ими гордимся.