С 1 июля 2021 все ИП, включая тех, кто не имеет наёмных работников и продаёт товары собственного производства, обязаны проводить расчёты через онлайн-кассу. Онлайн-касса — это контрольно-кассовая техника (ККТ), зарегистрированная в ФНС, подключённая к интернету и передающая в режиме реального времени информацию о платежах оператору фискальных данных (ОФД).
Облачная касса — это разновидность онлайн-кассы, расположенная вне места проведения расчётов. Согласно закону № 54-ФЗ, она также относится к контрольно-кассовой технике и выполняет те же функции, что и онлайн-касса, за исключением оформления кассовых чеков на бумажном носителе. Она формирует электронные чеки, отправляемые покупателям по email или через СМС.
Облачная, или виртуальная касса применяется в тех случаях, когда законом № 54-ФЗ разрешено не оформлять чеки на бумажном носителе. В первую очередь — при совершении сделок купли-продажи или оказания услуг без прямого физического контакта продавца и покупателя. Но есть и другие варианты. Какие это могут быть сделки: покупатель оплачивает заказ на сайте интернет-магазина, в маркетплейсе или через приложение; покупатель оформляет заказ в интернет-магазине, но оплату проводит курьеру при доставке заказа; услуги оказываются клиенту на выезде или на дому — клининг, сантехнические и монтажные работы, услуги электрика, парикмахера, косметолога, визажиста; пассажир оплачивает транспортные услуги; удалённая оплата услуг ЖКХ; продажи через вендинговые аппараты.
Для подключения облачной кассы не требуется приобретать контрольно-кассовую технику, поскольку все расчёты и обмен данными выполняются через интернет. Для подключения к кассе нужен компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с доступом в интернет. Облачная касса по сути — это комплексная цифровая услуга, которая включает: аренду ККТ в центре обработки данных (ЦОД). Физически кассовая техника, включая фискальный накопитель, располагается в дата-центре поставщика услуги, а ИП оплачивает удалённый доступ к ней; настройку круглосуточного доступа к кассе через интернет; установку программного обеспечения и его интеграцию с интерфейсом сайта, интернет-магазина, мобильного приложения и платёжными системами пользователя; организацию обмена данными с ОФД; регистрацию ККТ в ФНС; дальнейшее техническое и сервисное обслуживание.
Поскольку оплата товаров и услуг через облачную кассу выполняется только в безналичном порядке, для её функционирования необходимо подключить эквайринг. Большинство банков-эквайеров подходит к обслуживанию клиентов комплексно, предлагая одновременно услуги эквайринга и подключения КТТ в облаке.
После заключения договора банк берёт на себя настройку и интеграцию кассы с ресурсами клиента, обеспечивает взаимодействие с ОФД, регистрирует технику в ФНС, поддерживает её в работоспособном состоянии в соответствии с требованиями закона. Плата за обслуживание зависит обычно от ежемесячного оборота и количества совершаемых платежей. Комиссия банка может складываться из фиксированной ежемесячной оплаты (тарифа), процентного вознаграждения от сумм принятых платежей и/или количества совершенных операций с фиксированной платой за каждую операцию или в процентах от суммы.
При выборе тарифного плана следует обратить внимание на пакет входящих в него услуг. Например, он может быть ограничен определённой суммой или количеством принятых платежей. Если лимит превышен, за это будут брать дополнительную плату.
На размер вознаграждения также могут влиять: сроки зачисления принятых платежей на расчётный счёт продавца. Чем быстрее происходит зачисление, тем выше оплата. Дороже всего обойдётся зачисление платежей онлайн; вид деятельности предпринимателя. Иногда банки устанавливают отдельные тарифы для сфер общественного питания, образования, туризма, транспортных компаний, ЖКХ. Чтобы выбрать оптимальный тариф для своего бизнеса, следует сопоставить все условия оказания услуги и рассчитать размер вознаграждения с учётом своих исходных данных.