Трудно себе представить жизнь человека без употребления хлеба. Более полувека действует главный производитель этого продукта в Губкине – местный хлебозавод. Побывав на нём, я попросил ответить на ряд вопросов генерального директора предприятия с красивым названием «Хлебный ДомЪ». Руководитель, Александр Болотских, согласился с этим предложением.
— Александр Павлович, более пятнадцати лет Вы являетесь руководителем в «Хлебном Доме». Не давит на плечи такая ноша? Ведь потребители хлебобулочных изделий постоянно дают оценку качества продукции вашего коллектива.
— Нет, не давит. Даже вдохновляет. Делать приятное землякам, предлагая им продукт, который умеем и любим делать, – это уникальная возможность и для меня, и для всех работников завода. Мы бережно храним и продолжаем традиции, которые сформировались в глубокую старину, но при этом постоянно ищем варианты обновления ассортимента продукции. В этом отношении у нас существует своя система: сначала мы изучаем мнение потребителей, а после уже решаем, что сохранится, а что изменится в нашем ассортименте. К каждому такому шагу мы тщательно готовимся.
— Основательность подготовки чувствуется даже в названиях вашей продукции. Например, «Ржаной целитель» точно отвечает ощущениям людей, которые долгое время жили там, где пекут только белый хлеб, и им трудно было без ржаного.
— Любой человек, даже издалека приезжая в Губкин, безусловно, найдёт продукт по его вкусу. За историю завода освоено столько видов изделий, что счёт перешёл уже за сотню (с учётом того, что подаётся на десерт). Профессионализм наших работников позволяет успешно справиться с самыми сложными по рецептуре и самыми «капризным» по технологии хлебобулочными изделиями.
— В административном корпусе завода размещено множество грамот и дипломов по результатам различных выставок и конкурсов. Это производит впечатление.
— Я не это подразумевал, сказав о профессионализме наших хлебопёков. Блеснуть один раз в году на выставке – это совсем не то, что постоянно нести ответственность перед потребителями. За качеством своей продукции мы следим на каждом производственном участке. Мы знаем, что некоторые производители хлеба используют химические добавки, ГМО или тому подобное. Мы же на предприятии твердо стоим на своей позиции: в нашей пищевой продукции используем только натуральное сырье. Особо гордимся тем, что являемся главным поставщиком хлебобулочных изделий в учреждения образования городского округа, где надзор за питанием строгий и постоянный.
— В Губкине ваши принципы понимают и разделяют. А за пределом города?
— Наша продукция пользуется спросом в Старом Осколе, Чернянке, Волоконовке, Валуйках и Белгороде. Потому машины с хлебом выходят в рейс в четыре-пять утра, ведь ночная смена дала продукцию, и она должна быть вовремя доставлена и в полном объёме реализована.
— Наверное, не каждый согласится трудиться в этих условиях. За счёт чего работники завода самоотверженно работают в таком режиме, обусловленном спецификой предприятия?
— В первую очередь, создаются те условий, при которых работник видит, что он нужен хлебозаводу, и его труд необходим нашему коллективу, который стоит на страже продовольственной безопасности. В меру возможностей материально помогаем работникам в трудных жизненных обстоятельствах, при приобретении путёвок в профилактории и дома отдыха. Не забыто и поощрение за высокие показатели на производстве. Всё это предусмотрено коллективным договором, цель которого в обеспечении доброго самочувствия и хорошего настроения. Хлеб надо печь с душой.
— У вас, наверно, это хорошо получается, если социальное партнерство в «Хлебном доме» положительно отмечено Центральным комитетом профсоюза работников АПК.
— Награда от профсоюза – за партнёрство, это наше внутреннее дело, и оно не выходит за пределы предприятия. Но есть и партнёрство в другом масштабе – деловые взаимоотношения с теми, кто поставляет нам сырьё и материалы, без которых хлебозаводу не обойтись. И вот тут партнёрство не всегда удаётся так урегулировать, чтобы не возникало разнонаправленных устремлений.
— Если есть такие наблюдения, почему бы не поделиться?
— Так сложилось, что с наступлением нового года происходит подорожание электроэнергии и газа, бензина и дизельного топлива, материалов и сырья, которые мы используем в производстве нашей продукции. А теперь ещё и повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Извне получаем тарифы, цены высокого, коммерческого уровня. А от нас в реализацию идёт социально значимый продукт. И надбавка на выпущенную продукцию у хлебозавода такова, что рост дохода явно отстаёт от темпа возрастающих расходов.
— Но иногда на ценниках в магазинах цены высоковаты на хлебобулочные товары…
— Не забывайте, есть торговая наценка. Она зависит не от завода, где выпекают хлеб, а от торговой сети. Другими словами, во всей цепочке экономического партнёрства, наш хлебозавод – это производство с наименьшим кассовым эффектом. Это может иметь последствия, которые нежелательны.
— Что за последствия?
— «Хлебный ДомЪ» стеной стоит за натуральное производство и не собирается менять свою позицию. Конечно, мы не можем поручиться за то, что, испытывая финансовые трудности, наши конкуренты не решат снизить свои издержки за счёт замены высококачественного сырья низкосортным. Потребитель не заметит подобного замещения, так как это может быть обнаружено только в лабораторных условиях. Вот это и беспокоит. Выпуск социального продукта должен сопровождаться тщательным контролем качества и социально обоснованной нагрузкой в форме тарифов и НДС.
— Александр Павлович, вы высказали очень важные аргументы, которые актуальны в наше время. Предоставленной возможностью по самоконтролю за качеством выпускаемой продукции надо дорожить, и у Вас это получается.
— Спасибо за понимание. Для нас действительно очень важна оценка губкинцев.