«Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведённый до точки», – так 17 апреля 1871 года характеризует Островский своё произведение «Не всё коту масленица» в письме к драматургу и артисту Александринского театра Фёдору Бурдину. Казалось бы, всё просто. Но это далеко не так.
На первый взгляд, сюжет пьесы Островского, по которой в рамках федерального проекта «Культура малой родины» ставит одноимённый спектакль режиссёр-постановщик Инна Ковалёва, незамысловат. На молодую бесприданницу Агнию Круглову положили глаз сразу два ухажера: один – старый, ворчливый и богатый; второй – бедный, красивый и слабохарактерный. В результате, перед девушкой и её матерью становится, казалось бы, непростая дилемма выбора.
Тема, затронутая Островским, стара как мир: конфликт бедности и богатства. Вспыхнувший в отдельно взятой семье, он проецируется на всё общество в целом.
Принципиальная особенность момента состоит в том, что в пьесе отражаются черты русского быта и нравов именно пореформенного периода. Островский очень хорошо прочувствовал веяния времени и точно отразил в произведении.
Социальная и правовая модернизация государства, которую проводил на протяжении десяти лет Александр II, отразилась не только на бытовом уровне жизни, но и на сознании граждан страны. Одна из важнейших реформ затронула систему образования, и открыла возможность женщинам обучаться в высших учебных заведениях, получив, таким образом, определённые права и свободы.
Решение, которое принимают дочь и мать Кругловы – это выбор свободных женщин, стремящихся к простому человеческому счастью. Так всё же – деньги или любовь? «Не всё коту масленица» – пьеса чрезвычайно актуальная для нашего времени.