На протяжении второй половины двадцатого века художники и любители изобразительного искусства обращались в своём творчестве к событиям Великой Отечественной войны. Они пропускали то грозное время через себя, через своё сердце и душу. К 75-летию Победы в Губкинском краеведческом музее подготовлена выставка «Великая Отечественная война в творчестве художников».
Выставка объединила произведения как профессиональных губкинских художников (Анатолия Савинова, Николая Бантюкова, Вячеслава Щербакова), так и любителей. У этого поколения художников война оставила неизгладимый след в сознании и памяти, и своё детское восприятие тех событий они воплотили в картинах.
Выставку открывают четыре работы Вячеслава Щербакова: «Отлетался фашист», «Неравный бой», «Незваный-непрошенный» и «Кинжальный огонь».
Художник родился в 1938 году в п. Ракитное. Детство у его поколения закончилось в июне 41-го года. Вячеславу Васильевичу повезло, его отец вернулся. Отцовские письма с фронта он хранил всю жизнь. Одно из них представлено на выставке. Семилетнему Славику в победном 45-м папа писал:
«Подходит время тебе, сынок, идти в школу. Иди, дорогой, учись хорошо. Знай, что учёба – свет, а не учёба – тьма».
Анатолий Савинов родился в с. Архангельское в 1930 г. После окончания Курского художественно-графического училища возвратился в Губкин. Среди губкинцев тогда он был единственным членом Союза художников СССР и их признанным лидером. С 1976 по 1990 год он возглавлял городскую художественную мастерскую. Работы Савинова стали живописной летописью нашего края. Большинство произведений посвящены жизни земляков. Горняк, солдат, комбайнер – главные герои его произведений.
На выставке представлены три работы Анатолия Григорьевича – «Коробково. Первая буровая», «Танковое поле» и «На полях».
Летом 43-го года в 40 километрах от его родного села развернулось грандиозное танковое сражение. Через груды исковерканного металла, разбитых, столкнувшихся и навсегда застывших танков на картине «Танковое поле» Савинов попытался показать грандиозность происшедшего на Курской дуге.
Впервые Толя Савинов попал в это место в 1944 году. Вместе с соседским мальчишкой они бежали в Крым. Там, говорили, тепло и неголодно. Домой, через военную комендатуру, их все‑таки вернули. Но на десятилетия в детскую память врезалось море наших и немецких танков и самоходок на железнодорожной платформе в Прохоровке. Через сорок лет увиденное на танковом поле воплотилось в батальном полотне. Груды танков, огненное небо, накалившийся металл – все это фон. А на переднем плане – четыре уставших солдата.
Точкой отсчёта для этой картины Савинов считал 1962 год. Тогда он приехал в Прохоровку и долго бродил по танковому полю. Остановился у пятачка незасеянной земли. Здесь из земли торчал ствол немецкой танковой пушки. Сел покурить, и пришла мысль: «Ведь это хорошо, что на пушку не обращают внимания. Пацан за штурвалом комбайна и тот привык, смотрит на неё, как на музейный экспонат. Может, девчонок, привозит, чтобы показать – вот, посмотри, что от фашиста осталось».
Третья картина «На полях» – возвращение к мирной жизни и мирному труду. Молодой тракторист с невестой на фоне моря колосящейся пшеницы. И голубое мирное небо.
Миллионы мужчин ушли на фронт, и миллионы из них не вернулись. И профессиональные художники, и любители в течение нескольких десятилетий возвращались не только к событиям войны, но и запечатлели на холстах ветеранов.
Художник-любитель Анатолий Краснов в конце 1990-х написал портрет председателя Губкинского районного совета ветеранов Николая Яковлевича Чуева. Портрет участника войны Сергея Ивановича Михельсона написал в 1970 годах неизвестный автор.
Завершает выставку работа заслуженного работника культуры Николая Тихоновича Бантюкова. В последние годы жизни он неоднократно возвращался к этому полотну, но «Прохоровское поле» так и не было закончено.
Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. Но они живут и будут жить в произведениях искусства.