В Губкинском городском округе помощь на основании социального контракта предоставляется с 2011 года согласно Социальному кодексу Белгородской области. В прошлом году управлением социальной политики было заключено 145 социальных контрактов на общую сумму 3 млн 177 тыс. рублей.
В текущем году внесены существенные коррективы в направления, по которым можно получить финансовую поддержку малоимущим гражданам, и увеличен объём средств на эти цели, в том числе из федерального бюджета. О порядке оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта мы попросили рассказать начальника управления социальной политики Светлану Рудакову.
— Светлана Анатольевна, среди технологий социальной поддержки населения всё более активную роль государство отводит социальным контрактам. В чём суть этого механизма?
— Его суть в том, что малоимущим семьям (гражданам) управление социальной политики предлагает материальную поддержку. Социальный контракт заключается между малоимущей семьей (гражданином) и управлением социальной политики, в соответствии с которым управление социальной политики обязуется оказать государственную социальную помощь, а семья (гражданин) — реализовать мероприятия по выходу семьи на самообеспечение и увеличению среднедушевого дохода. Таким образом, одним из основных условий получения такой помощи — семья или гражданин должны сами активно действовать, чтобы преодолеть бедность и выйти на постоянный самостоятельный источник дохода.
— Давайте сразу уточним, кто может рассчитывать на помощь?
— К нам обращаются семьи, имеющие низкие доходы. Согласно действующему законодательству правом на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта обладают малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане. Приоритет отдаётся семьям с детьми. Напомню, что малоимущей считается семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума по Белгородской области.
— На какие цели предоставляется социальный контракт?
— В этом году расширен перечень направлений, по которым можно получить денежные выплаты. Действующим законодательством предусмотрены четыре вида социальных контрактов: по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства и осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
— Давайте более подробно остановимся на каждом направлении и размерах денежных выплат.
— На реализацию мероприятия по поиску работы предоставляются денежные выплаты гражданину, признанному в установленном порядке безработным или ищущим работу в течение одного месяца, с даты заключения социального контракта и трёх месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства в размере 10 265 рублей ежемесячно. Предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, заключившим социальный контракт, в том числе являющимся самозанятыми, для ведения предпринимательской деятельности в размере до 250 тыс. рублей.
Данные средства можно направить на возмещение расходов, связанных с постановкой на учёт в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесённых расходов, но не более 5% в выделенной суммы; приобретение основных средств (оборудования), материально-производственных запасов, имущественные обязательства на праве аренды (не более 15% назначаемой выплаты), создание и оснащение дополнительных рабочих мест.
По направлению — ведение личного подсобного хозяйства предусмотрена денежная выплата на приобретение необходимых для ведения личного подсобного хозяйства товаров, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции в размере не более 100 тыс. рублей. По всем трём направлениям социального контракта дополнительно возможна оплата организации, предоставляющей услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию, стоимости курса обучения, но не более 30 тыс. рублей.
— На какой срок заключается социальный контракт?
— Социальный контракт заключается на срок от 4 до 12 месяцев, в зависимости от направления и жизненной ситуации обратившегося.
— А какие необходимы документы?
— Заявление, установленной формы; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в том числе членов семьи, включая несовершеннолетнего ребёнка (детей) старше 14 лет (копии с предъявлением оригинала); сведения о доходах гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления (оригиналы). Все остальные документы будут запрошены управлением социальной политики в рамках межведомственного взаимодействия.
— Итак, семья решила, что ей необходимо воспользоваться поддержкой, куда ей обращаться?
— Каждый нуждающийся может определить, на что ему нужна денежная помощь, и обратиться в управление социальной политики, проконсультироваться и подать документы. Сдать документы можно и через МФЦ. Результатом, в зависимости от выбранных направлений, будет трудоустройство, открытие ИП, регистрация в качестве самозанятого, покупка оборудования, развитие личного подсобного хозяйства, и как следствие увеличение собственных доходов, улучшение материального положения семьи.