Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
00:00, 10 января 2020
 1550

Региональная стратегия «Доброжелательная школа» дала первые результаты

Региональная стратегия «Доброжелательная школа» дала первые результатыФото: proforientatsia.ru
  • Статья

Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области, рассказал о нововведениях в образовании.

Высказанная губернатором области Евгением Савченко идея доброжелательной школы сама по себе проста, но тем и уникальна, потому что сегодня доброжелательность – это как раз тот фундамент, который способен противостоять негативным тенденциям современного общества, существующим сложным социально-психологическим проблемам.

В регионе разработаны Концепция и Стратегия доброжелательной школы, этой теме были посвящены региональный Совет по социально-гуманитарному развитию, августовский педагогический форум, Всероссийский съезд сельских учителей.

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», — писал великий В.А. Сухомлинский.

Создание единого доброжелательного воспитательного пространства в школах области – цель регионального проекта, рассчитанного на два предстоящих года.

Речь идёт прежде всего об укладе школьной жизни, явных или неявных нормах и правилах.

Изо дня в день в школе происходит примерно одно и то же, как правило, предсказуемое: 5 – 7 уроков с переменами между ними. Затем – внеклассные мероприятия, кружки, секции и т. п.

Но параллельно идёт другая жизнь – создаются и распадаются детские компании, возникают одни и исчезают другие увлечения, интересы, привязанности и отношения, меняются вкусы и пристрастия. Но это уже другая жизнь, за рамками учебного процесса. Однако, если задуматься над тем, что больше определило интерес к школе, что повлияло на становление ценностей, вкусов, самостоятельности и т. п., нельзя не заметить, что эта жизнь, разнообразная, зачастую скрытая от внешнего наблюдателя, никем не программируемая, влияет на развитие личности не в меньшей, а может быть, и в большей степени, чем образование по учебным планам и программам.

Это как раз тот самый дух школы, дух класса, стиль отношений, отличающих один коллектив от другого.

Это так называемое скрытое содержание образования и должно быть в каждой школе прежде всего доброжелательным.

Программа воспитания и социализации относится к обязательным документам в каждой школе. К сожалению, есть школы, в которых данная программа разработана без учёта конкретной действительности, жизненных вызовов и факторов. Есть программы, скопированные из Интернета. А сам процесс воспитания в таких школах представляет собой набор разрозненных мероприятий, не объединённых общими целями и задачами.

К тому же не всегда достаточный уровень профессионализма в вопросах воспитания порождает авторитарную педагогику и является главной причиной отчуждения воспитанников от своих воспитателей. Из процесса воспитания с некоторых пор ушло душевное соприкосновение.

В советское время на всех педагогических факультетах со студентами изучали методику воспитательной работы, продуктивной была воспитательная практика, в настоящее время это незаслуженно вычеркнуто из педагогического профессионального образования. Сегодня лишь единицы педагогов могут расположить детей к педагогическим влияниям.

В этой связи предстоит большая работа по корректировке ситуации в целом.

В новый 2019/2020 учебный год наш регион вступил с очень важным документом — Кодексом доброжелательности, представляющим свод правил для младшего, среднего и старшего школьника, педагога, руководителя, родителя. Им заданы параметры единого доброжелательного воспитательного пространства. В разработке Кодекса активное участие принимала Белгородская Митрополия. Проект Кодекса был размещён в открытом доступе, каждый желающий имел возможность высказать своё мнение. Белгородским институтом развития образования в помощь школам подготовлены методические рекомендации по его применению. Рассчитываем на то, что Кодекс утвердит в детской и подростковой среде позитивные модели поведения.

Каждая школа уже доработала с учётом идеи доброжелательности программу воспитания и социализации обучающихся. Будет создан региональный банк лучших программ.

Очень важно наполнить повседневную жизнь школы позитивными практиками обучения доброжелательности детей, родителей, педагогов.

На воспитание должен работать каждый квадратный метр внутренней и внешней среды учреждения. И стены воспитывают, если продуманы все мелочи интерьера.

В доброжелательной школе педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника.

Педагог должен уметь признавать свои ошибки (и уж тем более не повторять их), стараться в любой ситуации представить себя на месте ребенка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребенка, научиться не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает, улыбаться, заходя в школу и тем более в класс. Главное достоинство учителя — это чувство справедливости. Детям необходимо поручать такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности. Нельзя выбирать себе любимчиков. Чтобы иметь согласие, нужно уважать разногласия. Не нужно отыгрываться на детях при плохом настроении. 

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот, с опорой на положительное.

Важно уметь похвалить ребёнка, публичная критика неприемлема, в том числе на родительских собраниях. Если и критикуем, то не личность, а дела.

Обращение к ребёнку в доброжелательной школе только по имени, а к старшекласснику на Вы.

Школьнику мало сообщить, что будет проводиться то или иное мероприятие и в нём он должен или будет участвовать. У ребёнка неизбежно возникают вопросы: для чего это нужно, что это даёт? Необходимо формировать положительное отношение к содержанию воспитания.

При контроле осуществления воспитательного процесса будут применяться чек-листы, включающие показатели, отражающие эффективность систем воспитания на региональном, муниципальном и уровне образовательной организации.

Правилом должно стать воспитание через хорошо организованную творческую коллективную и проектную деятельность, направленную на решение конкретных муниципальных проблем, с выходом на детский проектный офис. Все проекты должны быть социально и практически значимыми, направленными на улучшение качества жизни школы, села, города, региона, России в целом. Необходимо предусмотреть меры по вовлечению обучающихся в благотворительную и волонтерскую деятельность. «Воспитание через дело!» — это призыв доброжелательной школы.

К примеру, в Старом Осколе реализовали проект по организации школьного театра, в котором всем нашлись роли: и детям, и педагогам, и родителям. Родители помогли сшить костюмы, изготовить декорации. Педагоги совместно с детьми разработали сценарий, а в роли актеров выступили дети. Результатом стал подготовленный спектакль, который может быть представлен на любом школьном празднике. Такой подход создаёт условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Или другой проект, вытекающий из действующих СанПиН, который для школ допускает выделение учебно-опытной зоны. А это значит, что учебно-опытная зона может быть, а может не быть. Её отсутствие можно понять при недостаточности площади территории школы.

Но если площадь позволяет выделить учебно-опытную зону, а в сельской местности такой возможностью располагает каждая школа, то почему бы эту зону не сделать проектом, направленным на формирование трудолюбия. Однако всё чаще приходится наблюдать обратное, когда сельская школа стремительно отдаляется от сельскохозяйственного труда и воспитания у детей любви к земле.

Или взять проект по благоустройству территории школы, в котором найдётся дело абсолютно каждому члену школьного сообщества. Процесс благоустройства при правильной организации станет мощным фактором трудового и нравственного воспитания обучающихся.

В школу должно быть возвращено трудовое воспитание.

Хорошо организованное доброжелательное воспитание подготовит человека к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина. Во многом этому будет содействовать изучение в рамках внеурочной деятельности с 1 по 11 класс православной культуры и в 10 – 11 классах нравственных основ семейной жизни.

Создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы школ и педагогов – один из приоритетных финансовых механизмов.

Усилия будут направлены на повышение значимости классного руководителя, для чего будут откартированы процессы, им выполняемые, и уточнены функции.

Только тогда воспитательная деятельность педагога будет успешной, если он этически воспитан, если он компетентный профессионал, если он способен учиться вместе с учениками, если он лидер изменений, если он создатель коллектива. Есть удивительно ёмкое и сильное выражение: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». В этих словах суть хорошего учителя. Каждая школа должна быть сильна своим воспитательным контекстом. Необходимо создать позитивный контакт с родителями, чтобы они стали опорой системы воспитания образовательного учреждения. Просто так, само собой ни одна хорошая школа не складывается. Их складывают какие‑то общие воспитательные дела (за рамками учёбы).

Региональная Стратегия «Доброжелательная школа», безусловно, предъявляет повышенные требования к педагогу, его деловым и человеческим качествам, но при этом не будем забывать о его праве на защиту профессиональной чести и достоинства, о закреплённой законодательно свободе от вмешательства в профессиональную деятельность.

И родители, и учащиеся обязаны уважать честь и достоинство педагогов. Учащиеся в свою очередь обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.

Очень важно не допускать в отношении педагогов оскорбительные суждения, особенно в присутствии детей. К хорошему это не приводит. При возникновении сложных ситуаций было бы разумно обратиться непосредственно в школу и всё решить там в процессе диалога, не стоит тратить силы и время на резкие, зачастую неоправданные оценки в адрес того или иного учителя в социальных сетях. Просто хочется всех призвать к взаимоуважению, культуре общения, необходимо учиться слушать и слышать друг друга.

Станет ли доброжелательная школа значимым социально-педагогическим явлением, зависит от всех нас: педагогов, родителей, общественности, самих детей.

Детство, отрочество и юность должны быть пространством положительных жизненных ценностей. Это главное!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×